Ход войны меняет летающий радар: Пилоты 24 самолётов ВСУ не успели даже испугаться
Украинская авиация проявила чудеса упорства и изворотливости: в течение полутора лет они выживали под ударами наших ракет, прятались от радаров зенитных комплексов и временами наносили болезненные укусы. Враг внимательно изучил опыт Второй Карабахской войны, проштудировал советские учебники, эффективно пользовался разведывательной информацией с американских спутников. Но тут не устоял. Потому что это просто невозможно. Подробности читайте в материале Царьграда.
Техническое и количественное превосходство русской авиации с самого начала спецоперации вынуждало украинские ВВС выживать. А недавно, возможно, привело к надлому их хребта. 25 октября на встрече с военнослужащими группировки "Восток" в зоне спецоперации министр обороны Сергей Шойгу сообщил о большом количестве сбитых украинских самолётов.
У нас появились комплексы, которые сбили двадцать четыре самолёта за пять дней,
– заявил глава военного ведомства.
Первоначально обозреватели и эксперты предположили, что речь идёт о модернизации наших зенитно-ракетных комплексов. Но к вечеру близкий к военному руководству источник сообщил ТАСС, что под убийцей украинских самолётов подразумевался летающий радар А-50.
Россия в ходе СВО использовала ЗРС С-400 "Триумф" в тандеме с самолётом дальнего радиолокационного обнаружения А-50, что обеспечило успех применения системы по авиации противника,
– пояснил собеседник агентства.
Украиинские самолёты были уничтожены с помощью летающего радара А-50. Фото: Vadim Savitsky/Globallookpres
А-50: что ты такое?
На самом деле, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 является довольно старой разработкой. В свой первый полёт машина отправилась в далёком 1978 году, а на вооружение была принята в 1985-м.
Самолёт стал заложником распада СССР, так как производился на заводе им. В.П. Чкалова в Ташкенте. В нулевых годах была начата их модернизация; она производилась с широким применением иностранной электроники и ни шатко ни валко тянулась все последующие годы.
В декабре 2021 года ВКС получили седьмой модернизированный А-50У. Следующий борт планируем сдать в этом году,
– прокомментировал передачу крылатой машины военным гендиректор концерна "Вега" Вячеслав Михеев.
И вот 22 сентября концерн "Ростех" отчитался о передаче нового, получается, что уже восьмого А-50У.
Самолёт может обнаруживать новые типы летательных аппаратов, а также способен одновременно сопровождать большее количество целей и наводимых истребителей, чем предыдущая модификация.
– говорилось в сообщении "Ростеха".
Создание флота современных самолётов ДРЛО далось России очень трудно. Сами они очень сложны и дороги, а страна, пытавшаяся развиваться по бизнес-модели "бензоколонка с ракетами", имеет понятные проблемы с производством электроники.
Судя по всему, допиливали
Генерал-майор в отставке Владимир Попов в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что за время спецоперации было несколько периодов, когда наши ВКС активно применяли самолёты ДРЛО.
А мы его использовали. Был период весенний 2022 года, примерно май – июль, потом передышка была какая-то. Необходимости, видимо, не было особо, потом он опять у нас почти на регулярной основе работал. Один летал, второй дежурил,
– отметил наш собеседник.
Он также добавил, что украинские ВВС начали нести повышенные потери примерно две недели назад, когда их самолёты стали поражать не только в воздухе, но и на взлёте, и даже в процессе руления.
Это очень интересное наблюдение. Дело в том, что 13 октября прошлого года в небе над Полтавской областью был зафиксирован рекорд дальности поражения современного истребителя силами сухопутного зенитного комплекса. Тот сбил пару украинских самолётов на расстоянии 217 км. И они были поражены несмотря на то, что летели на малой высоте.
На тот момент это был рекордный по дальности случай уничтожения военных самолётов в боевых условиях. Также сообщалось о поражении украинских самолётов примерно на 200-километровой дистанции ракетами "воздух – воздух", которые используют наши СУ-35.
Также сообщалось о поражении украинских самолётов примерно на 200-километровой дистанции ракетами "воздух – воздух", которые используют наши СУ-35. Фото: Fasttailwind/Globallookpres
Такое "рваное" применение А-50У свидетельствует о том, что их доводили до ума. Возможно, исправляли работу железа. Или переписывали программы. Кроме того, страна постепенно накапливала машины этого класса. Один или два самолёта ДРЛО – это хорошо. Но чтобы эффект от их использования стал существенным, нужно организовать непрерывный круглосуточный мониторинг. Самолёты должны взлетать и садиться, сменяя друг друга. Ещё нужны запасные борты на случай непредвиденных ситуаций и самолёты, которые будут заступать на дежурство вместо ушедших на техническое обслуживание. Чтобы создать условия, при которых враг не имеет "окон возможности", нужна довольно крупная группировка – примерно из десятка самолётов.
Взломали тактику
Украинские пилоты давно не пытаются тягаться с нашими в воздушных боях: для них это стопроцентная смерть. Основной манерой ведения воздушной войны у них стал полёт на предельно низких высотах и пуск ракет с небольшой горки. При таком способе действий они скрываются от излучения наших радаров складками местности, лесами, многоэтажными домами и линиями ЛЭП.
Если дистанция между целью и зенитным комплексом большая, обнаружению самолёта мешает естественная кривизна поверхности планеты. Если в игру вступает самолёт ДРЛО, эти факторы становятся неактуальными. При полёте на высоте 8 км кривизна поверхности Земли нивелируется.
Именно включение в боевую работу А-50У должно было поломать тактику полётов на сверхмалой высоте. Украинские пилоты продолжали некоторое время делать всё как раньше, но ситуация уже не была прежней. И если от обзора наземных локаторов они были скрыты, то А-50У видел все их перемещения, рассчитывал курс и выдавал целеуказание на поражение.
Прилетев в указанное место, ракета включает собственную радиолокационную головку самонаведения и видит украинский самолёт, пилот которого думает, что он в домике, что его никто не видит и сбивать не собирается.
Именно плотное патрулирование самолётами А-50У могло дать взрывной рост потерь украинской авиации в короткий промежуток времени. Так что русская армия "взломала" тактику противника и благодаря этому нанесла ему крупные потери.
А-50У поломали тактику полётов на сверхмалой высоте. Украинские пилоты продолжали некоторое время делать всё как раньше, но ситуация уже не была прежней. Фото: Данил Шамкин/Globallookpres
В сухом остатке
Россия буквально на наших глазах учится воевать в современной войне. Как показал опыт, к моменту начала СВО наша страна фактически не была готова вести боевые действия в соответствии с концепцией сетецентрической войны. Армия, ВКС и флот имели отдельные высокотехнологичные виды оружия. А вот тесного взаимодействия между ними не было.
Достигнутый прогресс стал результатом серьёзной работы над ошибками. Этот взгляд в определённой степени разделяет генерал-майор в отставке Владимир Попов:
Знаете, как аппетит приходит во время еды, так и опыт приходит в ходе боевых действий. При последующем анализе, исследовании, сравнении того, что мы умели раньше, и того, что получили за уже почти два года, – это большой срок.
Также, по словам эксперта, в первый год мы отвечали на вызовы, которые нам создавал враг, а теперь уже в большей степени заняты реализацией собственных планов.
Борьба против вражеской авиации – это лишь часть того, что могут дать нам самолёты ДРЛО. Вторая большая задача, с которой они помогут справиться, – это борьба с крылатыми ракетами. Об этом, в частности, писал военный эксперт Илья Крамник .
Самолёт ДРЛО, способный обнаруживать малоразмерные цели на поверхности моря, совершенно необходим для борьбы с украинскими безэкипажными катерами, которые прессуют наш Черноморский флот.
Ну и последнее: показательный геноцид, который мы можем устроить украинским "МиГам" и "Сушкам", существенно снизит желание Запада поставлять Киеву истребители F-16.
Русская армия учится применять концепцию сетецентрической войны, одновременно вырабатывая способы противодействия западному оружию и методам его применения. Фото: Зыков Кирилл/Агенство "Москва"
Мы часто отмечали, что конфликт на Украине используется Западом для отработки новых приёмов ведения войны и подготовки к столкновению с Россией. Но, как показывает практика, процесс идёт и в обратную сторону: русская армия учится применять концепцию сетецентрической войны, одновременно вырабатывая способы противодействия западному оружию и методам его применения.