Горящие "Леопарды" прячут козырь Киева: Решается судьба спецоперации
Противник порадовал нас своими крупными потерями, но в решающую фазу сражение пока не вошло. У ВСУ ещё есть крупные силы и варианты их применения, в том числе неприятные для нас.
Украина начала многократно обещанное и переобещанное наступление, которое изначально должно было стать весенним, но в силу целого ряда факторов превратилось в летнее. В последнюю неделю СМИ и Telegram-каналы транслировали новости об отбитых штурмах и сожжённых колоннах вражеской бронетехники. Пропаганда противника пыталась разгонять тему с захваченными населёнными пунктами. Пришло время обобщить поступающие с фронтов вести в цельную картину и попытаться понять, что именно там происходит и как ситуация может развиваться в ближайшем будущем.
Контрнаступ по трупам
На Запорожском направлении ВСУ ещё со второй половины мая осуществили множество мелких нападений в надежде разведать контуры нашей обороны. Некоторое время было не совсем понятно, являются эти "нахрюки" взводно-ротного масштаба разведкой боем или же противник лишь создаёт видимость активности, рассчитывая нанести удар в другом направлении. Сказывался эффект "тумана войны". Но с 4-го числа стало понятно: украинцы действительно перешли в наступление и сделали это именно там, где обещали: в Запорожье.
С одной стороны, в нынешней конфигурации фронта это единственное направление, имеющее стратегическое значение. В случае успеха ВСУ перережут сухопутный коридор в Крым, чем радикально осложнят снабжение полуострова. После этого Киев может вплотную заняться уничтожением Крымского моста, создав тем самым предпосылки для наступления и на сам полуостров.
Первые сутки-двое основные усилия противника, как можно судить по информации из открытых источников, были направлены против так называемого Времёвского выступа – небольшого клиновидного участка нашей обороны южнее населённого пункта Великая Новосёлка. Примерно с 7 по 10 июня основные бои велись на Ореховском направлении, а с выходных враг вновь активизировался под Новосёлкой.
По состоянию на вечер 12 июня украинские подразделения смогли продвинуться по пойме реки Мокрые Ялы и даже взять под контроль несколько важных высот к западу от неё.
Попытки контрнаступления ВСУ реальных результатов пока не принесли. Фото: imago stock&people/Globallооkpress
Фактически сейчас на Запорожском фронте мы имеем два ключевых направления, по которым пытается наступать противник. При этом и там и там ВСУ стараются проводить наступления по сходящимся направлениям. Однако Ореховское направление выглядит намного более важным. Прежде всего потому, что всего в 25 км от текущей линии боевого соприкосновения расположен стратегически важный населённый пункт – Токмак. Прорыв фронта в этом месте и заход ВСУ в Токмак открывает перед ними возможность наступать на Мелитополь, Бердянск или Энергодар. Успех врага в этом месте фактически разрезает нашу группировку и делает крайне сложным купирование прорыва.
Наступление от Великой Новосёлки не создаёт для нас такой неприятной вилки. Поэтому именно попытки ВСУ прорваться от Орехова к Токмаку выглядят как наибольшая опасность для стабильности фронта.
Впрочем, до серьёзных успехов ВСУ пока очень и очень далеко. Начав наступление в Запорожье, враг натолкнулся на очень хорошо подготовленную оборону, в том числе на плотные и глубокие минные поля. Работа наших сапёров (эффективность которых недавно отметили западные аналитики) обеспечила поток хороших новостей в течение последней недели. Несмотря на наличие большого количества беспилотников и разведданные с американских спутников, украинским подразделениям пришлось буквально нащупывать дорогу, проводя разминирование местности своими ногами и гусеницами.
Практически во всех случаях картина разгрома наступающих групп была одинаковой: враг пытался преодолеть минное поле, выстроив бронетехнику в колонну за машиной с тралом разминирования. Медленно двигавшаяся колонна попадала под удар артиллерии. Некоторое время спустя у части экипажей сдавали нервы; они пытались объехать подбитых товарищей или же развернуться и отступить. Поскольку манёвры эти происходили на неуничтоженном минном поле, то следовал один подрыв за другим.
Именно так образовалась "площадь "Брэдли" из группы американских БМП в компании с немецким танком Leopard-2A6 и БРЭМ на базе Т-55, видеозапись уничтожения которой была опубликована 9-го числа. А уже через сутки появились фото новых уничтоженных и повреждённых "Брэдли" рядом с ранее подбитой бронетехникой.
Сейчас машины находятся в серой полосе, откуда их не могут достать ни наши бойцы, ни противник.
По приблизительным оценкам, к настоящему моменту ВСУ потеряли не менее 13 американских БМП и шесть "Леопардов", из которых минимум два сгорели.
Разрекламированные "Леопарды" оказались не на высоте. Фото: Klaus-Dietmar Gabbert/Globallооkpress
Сюрпризы наступления
Увеличение численности штурмовых групп привело к нарастанию потерь. И если до 4-го числа в ходе типичной разведки боем ВСУ теряли один-два взвода пехоты и пару единиц переданной им бронетехники, то в первые же сутки начавшегося наступления самые крупные одномоментные потери противника составили около 200 пехотинцев, до 15 танков и от 20 до 40 единиц другой бронетехники (бронетранспортёров, БМП и бронеавтомобилей).
Столкнувшись с огромным ущербом, украинцы с 7-го числа начали проводить массированные ночные атаки, очевидно, рассчитывая на отличные тепловизоры и приборы ночного видения "Брэдли" и "Леопардов". Однако и это не принесло желаемого эффекта: потери остались весьма высокими. Об этом свидетельствует то, что уже в ночь с 10-го на 11-е украинцы не стали проводить ночных наступлений (по крайней мере, на Ореховском направлении).
Стоит отметить, что начавшееся сражение принесло уже несколько сюрпризов. Во-первых, многие люди "в теме" сильно беспокоились по поводу FPV-дронов. Царьград неоднократно писал, что это исключительно эффективное оружие, страшное сочетанием своей низкой цены и способности уничтожать практически любые цели на современном поле боя – от дота с пулемётчиком до танка. Украинская сторона готовилась начать наступление с массированного удара роями этих дронов, буквально истребляя нашу бронетехнику, тяжёлое стрелковое оружие и миномёты в полосе наступления.
Однако этого не произошло. Напротив: опубликованы кадры интенсивного и очень эффективного применения FPV-дронов по колоннам украинских войск. На одной из видеозаписей наш оператор за несколько минут сжигает два грузовика и армейский внедорожник врага.
Почему так получилось, пока однозначно судить рано. Однако есть мнение, что нашим системам РЭБ удалось прикрыть войска, забив помехами частоты, которые используются для управления украинскими дронами. А вот украинскому РЭБ таких успехов добиться не удалось, хотя они тоже активно ставят помехи.
Также есть упоминания о том, что ВСУ в полосе наступления испытывают заметные проблемы со связью. Кроме сапёров и артиллеристов, огромную роль в истреблении вражеской силы играют расчёты ПТУРов и экипажи вертолётов Ка-52.
Вертолёт Ка-52. Фото: MOD Russia/Globallооkpress
Лицом к лицу
Героями обороны на Ореховском направлении стали подразделения 42-й дивизии 58-й армии, 70-й мотострелковый полк и подразделения спецназа. Именно им удалось "размотать" 47-ю отдельную механизированную бригаду ВСУ, которая была полностью вооружена западной бронетехникой и тренировалась по стандартам НАТО.
Противник же, неся огромные потери в живой силе и технике, пытается выдать за свидетельство успеха любое продвижение вперёд. Особенно активно ЦИПсО разгоняет новости про взятие населённых пунктов. В числе таковых уже несколько раз назывались Нескучное и Благодатное; 12-го числа к ним прибавились Сторожевое и Макаровка.
Всё перечисленное – крохотные посёлки, расположенные не далее чем в пяти километрах от Великой Новосёлки. Не слишком впечатляющий результат для недели жесточайших боёв, потери десятков единиц хвалёной западной бронетехники и нескольких тысяч военнослужащих.
Важный момент состоит и в том, что эти населённые пункты расположены в пойме реки Мокрые Ялы. Над ними нависают бугры на западном берегу речки, которые как раз и занимают наши подразделения. Благодаря этому наши ПТУРисты имели возможность в течение многих дней расстреливать, как в тире, украинскую технику. Также посёлки систематически обрабатывались артиллерией.
ПТРК "Корнет". Фото: MOD Russia/Globallооkpress
На самом деле, на этом направлении важны не посёлки, а холмы над ними. Но из взятия безымянного бугра трудно сделать свидетельство великой и скорой перемоги. Поэтому командование ВСУ много дней разменивало личный состав на красивые ролики в "ТикТоке".
Более-менее серьёзные успехи были достигнуты врагом только 12-го числа, когда украинцам удалось не только продвинуться по речной долине, но и взять несколько ключевых вершин. В момент написания материала сообщалось, что наше командование произвело перегруппировку и организовало контратаки с целью вернуть позиции на холмах.
Возможные варианты ближайшего будущего
По сути дела, украинская армия на западной бронетехнике уже неделю бьётся о предполье наших оборонительных позиций, в кровь разбила себе кулаки, но пока ничего существенного так и не достигла.
Так что теперь у командования ВСУ есть три возможности: продолжать удары в тех местах, где уже ведутся бои; сменить направление атаки на Запорожском фронте или же начать наступление на другом оперативном направлении.
При кажущейся глупости первого варианта он не лишён смысла. При повторяющихся атаках в минных полях постепенно появляются бреши, и если у ВСУ хватит сил, то окопы наших подразделений рано или поздно будут разрушены огнём вражеской артиллерии. То есть Киев может сделать ставку на постепенное продавливание нашей обороны в направлении Орехово – Токмак или продолжить срезание Времёвского выступа.
Перенос ударов на ещё не опробованные участки фронта приведёт к тому, что украинским подразделениям придётся начинать всё с начала. В прошлом году такая тактика работала из-за страшного дефицита личного состава в нашей армии, но при нормальной насыщенности фронта войсками такая попытка обернётся добровольным повторением самой затратной и тяжёлой фазы наступательной операции.
Ну и третье – нанесение удара на другом оперативном направлении. В качестве наиболее вероятных можно выделить район Бахмута и Херсонскую область.
В воскресенье, 12 июня, стало известно, что киевский режим практически прекратил сброс воды на ДнепроГЭСе. Фактически реализуется сценарий, о котором Царьград предупреждал сразу после обрушения объекта: смысл этой операции в том, что в момент опустошения Каховского водохранилища противник также осушал Киевское, Каневское, Кременчугское, Каменское и Днепровское водохранилища.
Теперь же весь этот каскад будет набирать воду, позволяя Днепру в нижнем течении превратиться в неширокую речку, которую можно будет форсировать по наведённым мостам. В этом случае противник сможет нанести удар во фланг и тыл и нашей группировки, отражающей его наступление в Запорожье.
Генерал-майор в отставке Владимир Попов в разговоре с обозревателем Царьграда обратил внимание на то, что мы пока не видели по-настоящему массированных ударов со стороны ВСУ.
В контрнаступлении намечается направление главного удара – и одно-два направления вспомогательных. В зависимости от того, как разведка сработала. При этом как минимум одна треть войск будет стоять в резерве и ждать, где обозначится успех,
– отметил наш собеседник.
По его словам, если наступающие части не добились успеха в первые сутки, командованию стоит сдвигать направление удара.
Как правило, он получается фланговым по отношению к предыдущему,
– отметил генерал-майор. Но мы до сих пор не видели ничего подобного со стороны ВСУ.
По мнению Попова, это может означать или то, что враг ещё не нанёс удара основными силами, или у него проблемы с управлением подразделениями на поле боя. Также он не исключает влияния психологического фактора.
Логика боя на сегодняшний день почему-то отсутствует. Они по учебнику не делают, они почему-то не кулаком бьют, а пальцами врастопырку: каждый по своему направлению. И я не исключаю, что так будет идти и дальше.
– поделился Попов своим мнением о ситуации и продолжил:
Почему-то у них не получается действовать, как нас всех учили в советских академиях и как их должны были учить современные немцы и американцы. Почему не получается? Возможно, потому, что их руководящий состав вышел из той среды, которая готовила их не к войне, а к демонстрации силы. Они привыкли делать всё демонстративно, они ещё не понимают, что нужно экономить силы, в нужных местах – концентрировать. И это нам на руку.
Эксперт также полагает, что стиль украинского руководства вряд ли сильно изменится, если только в их штабы не сядут непосредственно американские генералы.
В сухом остатке
Первая неделя принесла ВСУ огромные потери при минимальных успехах. Насколько можно судить по данным из открытых источников, враг пока не смог зацепиться даже за первую линию обороны: основные бои ведутся в предполье. Исключение составляет ситуация к югу от Великой Новосёлки, где ВСУ всё же смогли взять наши передовые позиции.
С одной стороны, вид горящих в южнорусской степи колонн американских БМП и немецких танков весьма радует. Но нельзя забывать, что противник находится в самой тяжёлой стадии наступления для любой армии мира, и его потери – это неизбежная плата за преодоление оборонительных рубежей. То есть ничего экстраординарного не происходит.
При всём этом главного удара со стороны ВСУ пока не было. Кроме того, у противника остались нетронутыми крупные группировки на Угледарском, Соледарском и Донецком направлениях. Соответственно, враг может использовать любую из них для усиления удара в Запорожье.
Наконец, украинцы пока не использовали свой козырь в виде осушения Днепра и возможности нанести удар во фланг и тыл нашей запорожской группировки.
В общем и целом, можно сказать, украинский контрнаступ начался вполне положительно для нас. Но решающими станут следующие две, может быть, три недели.