Главный тормоз прогресса: Как ВТО борется за дивиденды
"Знание настолько ценная вещь, что её не зазорно добывать из любого источника". Эта фраза Фомы Аквинского сегодня актуальна как никогда. Когда в XXI веке, в 2018 году существуют паразитирующие группы копирастов, ограничивающих прогресс
Все началось с DMCA. DIgital Millenium Copyright Act. Вернее, с них начался полный абсурд. Если ранее копирасты не скрывали, что их цель — наживаться на исполнителях в "традиционных" средах - на радио и ТВ, в кафе и заведениях, на площадях. В офлайне, в общем. То теперь пришёл черед интернета, где оказалось, можно свободно копировать всё, что угодно. И не платить ничего посредникам.
Первым пострадал когда-то Napster, который быстренько прикрыли. Затем был проект из России, allofmp3.com. Это, кстати, вообще отдельная песня. В 2006 г. платёжные системы Visa и MasterCard обратились к банкам с просьбой не обрабатывать платежи за покупки в интернет-магазине allofmp3. Сайт Allofmp3.com долго был вторым по популярности в Европе после iTunes. Треки стоили всего по 10 центов, а альбомы – по доллару. А в айтюнсе тогда 10 долларов стоил альбом и доллар - одна песня. В 2006 г. звукозаписывающие компании стали выступать против владельцев этого сайта, добившись, чтобы вступление России в ВТО зависело, в том числе, от его закрытия. В 2007 г. сайт был закрыт, хотя российский суд оправдал его бывшего владельца.
Есть люди, которые относятся к авторам, как к живопыркам, которые на них наживаются. … Авторские сообщества (именно посредники, а не авторы) не дождались света в конце тоннеля. Их все равно когда-нибудь похоронят, закончится эта ограбиловка", - прогнозирует советник президента по вопросам развития Интернета Герман Клименко.
Представьте себе ситуацию. Поставки продовольствия на рынки Европы. Нефть. Газ. На одной чаше весов. И песенки - на другой. Почему так? Потому что копирастическое лобби в Западной Европе и США настолько сильно, насколько это вообще возможно.
Кроме того, хотелось бы ещё прояснить ряд жизненно важных для нашего будущего обстоятельств. А именно: совпадают ли открыто анонсированные ВТО цели (стимулирование экономического развития и устранение преград на пути свободных торговых отношений между народами) с метаисторической сущностью этой организации? Той самой сущностью, которая удивительным образом подтверждает живучесть закономерности - чем либеральнее экономика, тем беднее становятся бедные и богаче богатые.
Фото: www.globallookpress.com
Первая попытка создания международной торговой организации была инициирована США ещё в 1944 году. И тут же похоронена. Отчего так? Ответ на этот вопрос и станет ключом к пониманию метаисторической сути ВТО. Потому как в 1944 г. для западного мира были сделаны проекты поважнее, определившие то, как будет выглядеть жизнь в послевоенном мире. Это Международный банк по реконструкции и развитию (МБРР, сегодня — одно из пяти подразделений Всемирного банка) и Международный валютный фонд (МВФ). А остальное регулировалось ГАТТ — простым торговым соглашением между странами. Почему именно соглашение, а не организация? Вопрос в мерах принуждения. Соглашение может лишь увещевать, а организация — принуждать. Вся структура ВТО выполнена таким образом, чтобы мобилизовывать по первому требованию средства принуждения членов этой организации к выполнению определённых взятых на себя обязательств.
Единственно возможное и реалистичное регулирование международных торговых отношений в докопирастическую эпоху заключалось в двухстороннем и многостороннем взаимовыгодном устранении технических барьеров на пути свободной торговли, таких как таможенные пошлины, тарифы, квоты и лицензирование. А для устранения этих барьеров вовсе не требовалась самостоятельная организация, достаточно было простого соглашения. Поэтому это и было выгодно США.
Но к середине 1980-х сформировалась новая отрасль виртуальных товаров и услуг, которые монопольно генерировались США, Евросоюзом и Японией. И требовали принуждения и контроля за распространением и монетизацией. Виртуальные товары и услуги — это интеллектуальная собственность. Именно ради этих товаров и услуг создавалась ВТО в качестве инструмента эффективного принуждения всех стран-участников торговой организации. Поскольку львиная доля всей интеллектуальной собственности, то есть защищённой копирайтом аудиовизуальной и софтверной продукции, генерируется в западных странах, вектор эффективного принуждения строго однонаправлен: с помощью ВТО они защищают свою собственность, остальной мир исправно выплачивает дивиденды.
Русский путь: Нам нужна своя криптовалюта
Поэтому так сильны DMCA, а российские проекты, которые вольно его трактовали, давая свободу пользователям, вроде "ВКонтакте", были атакованы Торгпредствами США и подобным организациями.
Но не всё так беспросветно. Если копирастам не жадничать, то и вопрос решается сам собой. Когда оказалось, что пользователь в России просто не будет платить по 10 долларов за альбом и всё найдёт в Сети сам, был найден выход в общемировом масштабе. Стриминг и доступ к полному каталогу за небольшую сумму.
Доходы звукозаписывающей индустрии в России выросли в 2016 г. на 13,5% до $63,1 млн (4,2 млрд руб.), следует из данных Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI).
Если весь сегмент digital вырос на 29%, то доходы от стриминга более чем удвоились – с 10,37 млн долларов в 2015 г. до 23,67 млн в 2016 г. Из этих денег 12,7 млн долларов пришлось на стриминговые сервисы, работающие по подписке, 8,9 млн – сервисы, позволяющие слушать музыку за рекламу, 2,1 млн – сервисы видеостриминга. За год платная подписка выросла в 2,6 раза. Тогда и стало понятно, что это не пользователи поголовно пираты. Это просто копирасты слишком жадные.