сегодня: 20/09
Святой дня
Преподобный Макарий Оптинский

Главное событие для души нашей

Главное событие для души нашей

В жизни каждого из нас самая главная встреча – встреча с Господом, к которой мы должны быть готовы ежемоментно

"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко", - каждый, кто хотя бы раз был в православном храме на Всенощном бдении, слышал эти евангельские слова. Они принадлежат святому Симеону Богоприимцу, ветхозаветному праведнику, которому Бог даровал очень долгую жизнь (около 300 лет). Для того чтобы этот старец смог встретить Богомладенца Христа и тем самым соединить две эпохи и два Завета: Ветхий и Новый.

Но обо всем по порядку. Из Ветхого Завета мы знаем, что после грехопадения и изгнания из Эдема люди жили долго: Адам прожил 930 лет, Авраам - 175, Моисей - 120. Но со временем средние сроки земной жизни приблизились к современным. Так, в одном из псалмов царя Давида есть такие строки: "Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет" (Пс. 89:10), что в переводе на современный русский означает: "Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет".

Но почему же старцу Симеону были дарованы долгие три столетия, которые явно его тяготили? Об этом мы узнаем из Евангелия от Луки и многих апокрифических текстов, общий смысл которых сводится к следующему.

Праведный Симеон был одним из тех переводчиков и толкователей, которым в III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей II поручил перевод Священного Писания с древнееврейского языка на греческий. И когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то, прочитав слова "Се Дева во чреве приимет и родит Сына" (Ис. 7:14), решил, что это описка и поспешил исправить слово "Дева" на "Жена". В этот момент Ангел остановил руку переводчика и сказал, что тот не умрет, пока не увидит Самого Христа.

Прошло более двух столетий и однажды, когда старец Симеон находился в Иерусалимском храме, Дева Мария принесла туда Богомладенца (это было на 40-й день после Рождества). Именно этот эпизод и стал центром евангельского повествования. Повествования, символически значимого по той причине, что момент встречи (по-церковнославянски - "сретения") святого Симеона и Господа завершил ветхозаветную историю, лишенную искупительной Жертвы Христа. Так, святитель Феофан Затворник об этом событии написал следующее: "В лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству..."

Как ни удивительно, в современной литературе наиболее пронзительно это событие описал поэт, в личной жизни далекий от православной традиции - Иосиф Бродский. В стихотворении "Сретение", посвященном Анне Ахматовой, он удивительно точно передал чувства старца Симеона, освободившегося от тяготившей его на протяжении долгих столетий земной ноши:

...Он шел умирать. И не в уличный гул

он, дверь отворивши руками, шагнул,

но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди,

 

он слышал, что время утратило звук.

И образ Младенца с сияньем вокруг

пушистого темени смертной тропою

душа Симеона несла пред собою,

 

как некий светильник, в ту черную тьму,

в которой дотоле еще никому

дорогу себе озарять не случалось.

Светильник светил, и тропа расширялась. 

И сегодня, когда православные христиане празднуют этот великий двунадесятый праздник, каждому из нас стоит хотя бы немного почувствовать себя старцем Симеоном. Чтобы понять, что самое главное в жизни нашей бессмертной души - ее встреча с Господом.

Михаил Тюренков, +Царьград+

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх