Жёстко, но справедливо. Володин отчитал Силуанова в Госдуме
На сегодняшний день налоговая нагрузка на металлургов в России является одной из самых низких не только в Европе, но и во всём мире. На эту совершенно нездоровую ситуацию справедливо обратили внимание в текущем году, когда мировые цены на металлургическую продукцию резко пошли вверх и этим не преминули воспользоваться офшорные олигархи, оставив внутренний рынок ни с чем и взвинтив таким образом цены. В ответ правительство решило повысить НДПИ. Однако обсуждение в Госдуме показало, что Минфин проработал это решение из рук вон плохо.
Сегодня в Государственной думе проходит первое чтение законопроекта о повышении НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) для металлургической отрасли. Предполагается, что в случае его принятия дополнительный доход в бюджет в течение трёхлетнего периода составит 550 млрд рублей.
Текущие предложения Министерства финансов являются результатом более чем полугодовой дискуссии с офшорными металлургами. В апреле первый вице-премьер Белоусов инициировал проработку механизма изъятия дополнительных сверхдоходов, полученных в результате удачной мировой конъюнктуры.
Краткая история вопроса
С октября 2020-го по май 2021 года мировая цена на сталь выросла на 65%. Металлургическим компаниям, львиная доля которых зарегистрирована в офшорах, стало выгоднее продавать продукцию на "премиальных" внешних рынках. Активный вывоз товаров чёрной и цветной металлургии повлёк за собой рост цены на внутреннем рынке.
Вместе с этим прибыль металлургов выросла в несколько раз. Например, чистая прибыль НЛМК (Новолипецкий металлургический комбинат) за три квартала выросла до 3,756 млрд долларов с 678 млн долларов годом ранее. Прибыль "Северстали" увеличилась до 3,096 млрд долларов против 630 млн долларов годом ранее.
Разумеется, правительство не могло не принять решительные меры. С 1 августа по 31 декабря на металлургическую продукцию была введена временная экспортная пошлина в размере 15% + "специфичная" надбавка. От этой меры федеральный бюджет получит 160-165 млрд рублей дополнительных доходов. Но главное – цена на внутреннем рынке перестала расти. Например, стоимость алюминия с мая по сентябрь сократилась на 0,5%, при том что на мировом рынке был зафиксирован рост на 18%.
Однако, поскольку экспортные пошлины носили временный характер, правительству было необходимо разработать постоянно действующий механизм. После долгих дискуссий с офшорными металлургами было решено остановиться на повышении НДПИ. Эту меру поддержали как первый вице-премьер Андрей Белоусов, так и министр финансов Антон Силуанов.
Упование на ВТО не поможет
Тем не менее совершенно очевидно, что рост НДПИ не способен решить ключевую проблему. А именно: он не способен эффективно бороться с ростом цен на внутреннем рынке. Наоборот, при повышении НДПИ конечная металлургическая продукция становится дороже, поскольку в итоговую цену закладываются дополнительные издержки.
На этот момент совершенно правильно обратил внимание спикер Государственной думы Вячеслав Володин:
Мы понимаем ответственность. Президент поставил задачу – снижение цен на металл. Достигаем её? Нет. Налоги какие вводятся? Решают они вопросы? Нет. Да, изъятие будет. А что мы будем делать, если будет рост цен?
На это глава Минфина Антон Силуанов ответил что-то невнятное про то, что введение постоянных экспортных пошлин противоречит правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
Когда против нас санкции вводили, защитила нас ВТО?
– парировал Силуанову Вячеслав Володин.
В результате законопроект прошёл первое чтение. Однако Володин "поручил" Силуанову до второго чтения найти и подготовить поправки, которые решали бы основную проблему. А именно: гарантированно предотвратили бы возможный рост цен на внутреннем рынке.
Что с того?
Инициатива о повышении НДПИ для металлургической отрасли является абсолютно правильной и необходимой. Налоговая нагрузка на металлургов в России является одной из самых низких в мире. В результате этого они получают сверхприбыль. Ни о каком справедливом перераспределении природной ренты в настоящий момент не может быть и речи.
Однако рост НДПИ не предотвращает вероятность роста цен на продукцию для отечественных потребителей. Для этого необходимо принимать совершенно иные меры. Таких может быть несколько.
Во-первых, это введение постоянно действующей экспортной пошлины. Как показывает опыт текущего года, механизм является эффективным.
Во-вторых, государство в состоянии обязать металлургов продавать определённую часть выпускаемой продукции на внутреннем рынке через биржу. Подобная практика уже существует в "нефтянке", где топливные компании обязаны отпускать через биржу 15% производимого бензина, дизеля, керосина и прочих нефтепродуктов.
Надеемся, что ко второму чтению Министерство финансов подготовит реальные, а не профанационные предложения по борьбе с ростом цен на металлургическую продукцию на внутреннем рынке.