"Филиоква по-стамбульски": Готовит ли "старец" Эммануил новый церковный раскол?
Константинопольский патриархат дал чёткий знак всему Православному миру: либерально-экуменический и вместе с тем тоталитарно-папистский курс Фанара будет продолжен и после ухода патриарха Варфоломея.
В минувшие выходные в Стамбуле состоялась интронизация 62-летнего митрополита Эммануила (Адамакиса): он стал "старцем"-митрополитом Халкидонским, вторым по чести иерархом Константинопольской церкви. А по утверждениям многих экспертов – скорым преемником 81-летнего патриарха Варфоломея (Архондониса). Что же в реальности стоит за интронизацией нового стамбульского "старца"? Предлагаем разобраться. Но для начала – небольшая афонская история из не столь далёких 1970-х.
"Еретические манжеты"
Святая Гора Афон. Известный католический учёный-литургист отец Мигель (Арранц) изучает древние афонские книги, проводя долгие дни и даже месяцы в православных монастырях. Будучи католиком восточного обряда, он носит бороду и греческую рясу. Общительный, лёгкий в общении и прекрасно владеющий греческим языком, он легко располагает к себе афонских монахов. А однажды в одной из святогорских обителей даже удостаивается своеобразной монашеской "похвалы" (далее – рассказ самого Арранца):
Сидим на кухне, чистим картошку. У иноков – всё затрапезное: носят, пока рубище не обветшает. Потом лохмотья сжигают, и настоятель выдает новый подрясник. На мне тоже подрясник; из-под рукавов чуть видны белые манжеты рубашки. Орудуя ножами, "кухарки" о чём-то мирно беседуют, и вдруг один из насельников вклинивается в разговор:
– Хороший ты человек, отец Михаил. И богослужение знаешь лучше, чем мы. И вид у тебя православный: ряса, борода. Но, как ни прикидывайся, все равно католичество рясой не скроешь. (Указывает на манжеты.) Вон, "филиоква"-то выглядывает!
Напомню, "филиокве" (Filioque – "и от Сына") – добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но "от Отца и Сына". С православной точки зрения, является еретическим и стало одной из основ разделения Западной и Восточной Церквей. Разумеется, в случае с накрахмаленными манжетами – этот образ использовался иносказательно. С тонким, но очень глубоким юмором.
Тоталитарный курс рафинированного "старца"
Митрополит Эммануил (Адамакис) – рафинированный интеллигент, выпускник Парижского католического института, знающий толк не только в богословии постмодерна, но и в высокой моде "от кутюр", и в изысканной парфюмерии. Хотелось ли ему покидать практически родной Париж, откуда последние два десятилетия он возглавлял Греческую митрополию Франции, а по факту и всей Европы? Вопрос риторический. Переехав в Стамбул, он официально стал вторым лицом в Константинопольском патриархате, а соответственно, более чем вероятным преемником патриарха Варфоломея (Архондониса).
ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ. ФОТО: ALEXANDROS MICHAILIDIS / SHUTTERSTOCK
Патриарху Варфоломею – 81, и уже не первый год ходят слухи о серьёзных проблемах со здоровьем стамбульского первоиерарха. Только Господь ведает его дни, но очень важно понимать: этим публичным действием Фанар дал чёткий знак всему Православному миру. Преемственности курса Архондониса – Адамакиса ничего не грозит. Идеология либерального обновленчества, а вместе с тем – жёсткой экспансии во внутренние дела других Поместных Церквей, становится не личным делом престарелого Стамбульского первоиерарха (и его персональных амбиций), но официальным курсом Фанара.
Дело в том, что сам митрополит Эммануил уже на протяжении многих лет является не просто одним из подручных патриарха Варфоломея, но вполне самостоятельным идеологом Фанара. Точнее, того либерально-экуменического (и одновременно тоталитарного по отношению ко всему Православному миру) направления, которое зародилось в Константинопольской патриархии уже давно, но до последних лет хотя бы формально прикрывалось риторикой о "всеправославной соборности".
Русская Церковь – "Ноев ковчег Православия"
Отныне всё становится предельно ясно: Фанар не просто никогда не откажется от своих беззаконий на Украине (а именно митрополит Эммануил непосредственно, лично принимал участие в создании русофобской лжецеркви ПЦУ), но продолжит эту политику и в отношении других Церквей. Начиная от Церкви Чешских земель и Словакии (чья автокефалия в последние годы активно ставится под вопрос Фанаром) и заканчивая любым древним Патриархатом, который только посмеет усомниться во всевластии Стамбульских иерархов.
Папа Франциск и патриарх Варфоломей. Фото: PATRIARCHATE.ORG
В этой связи хочется повторить ещё и ещё раз: сегодня только Русская Церковь, крупнейшая среди Православных Поместных Церквей, способна противостоять антиканоническому, а по сути, еретическому курсу Фанара. Но очень важно, чтобы наша Церковь в лице своих иерархов и богословов содержательно разъяснила всему Православному миру, что соглашательство с идеологией Архондониса – Адамакиса – не что иное как самое настоящее предательство Православия.
И это предательство заключается не только во вступлении в общение с римо-католиками, протестантами или украинскими ряжеными самозванцами, но и целом ряде значимых богословских моментов. В том числе – в практическом устремлении к унии с Ватиканом (совместные молебны с католиками для фанариотов уже давно стали повседневностью), а также – либеральной протестантизации Православия. Что, безусловно, грозит серьёзнейшим расколом Мирового Православия, не менее страшным, чем Великая схизма 1054 года. И только единство всех православных традиционалистов способно остановить этот процесс хотя бы в большинстве Поместных Церквей.
Однако не стоит тешить себя иллюзией, что в самой Русской Церкви нет этой же опасности. Деятельностью, которая столь сильно напоминает фанариотский "протестантизм восточного обряда", сегодня активно занимаются несколько групп духовенства и мирян нашей Церкви. И пресловутые "кочетковцы" (приверженцы скандально известного священника Георгия Кочеткова), о которых автор этих строк писал уже не раз, даже не верхушка, а макушка либерально-обновленческого айсберга. Тем не менее сегодня именно Московский Патриархат способен возглавить православное консервативное, а точнее, традиционалистское сопротивление.
СВЯЩЕННИК ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ (ТРЕТИЙ СЛЕВА) В НИЖНЕМ ХРАМЕ ФЕОДОРОВСКОГО СОБОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ФОТО: ЛИЧНЫЙ САЙТ О. ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА (OGKOCHETKOV.RU)
Да, для этого потребуется определённая экклесиологическая (церковно-политическая) смелость, подобная той, которая в 2007 году уже привела нас к воссоединению с Русской Зарубежной Церковью, а в 2019 году вернула в лоно Московского Патриархата Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции. Но продемонстрировать традиционалистскому большинству Православного мира и, в первую очередь, мира греческого, что существует Церковь, не претендующая на восточно-папистскую власть и лишённая этнической гордыни, но отказавшаяся от либеральных компромиссов, сегодня не просто можно, но и должно.