Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Фантом Речи Посполитой: К 450-летию Люблинской унии
Фото: Царьград
История

Фантом Речи Посполитой: К 450-летию Люблинской унии

28 июня 1569 года в Люблине был подписан федеративный договор между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским

Польское слово «уния» (от латинского unio – «объединение») в русской исторической памяти вызывает исключительно трагические мемории. В первую очередь, конечно же, вспоминается Брестская уния 1596 года, присоединившая целый ряд западнорусских православных епархий к Римско-католической церкви и приведшая к самому страшному за всю русскую историю разделению нашего народа. На православных и грекокатоликов, униатов. Так, именно создание подчинённой римским папам униатской церкви стало той самой миной замедленного действия, которая взорвалась в XX веке идеологией и практикой украинского антирусского национализма.

Однако Брестской унии никогда не случилось бы, если бы не предшествующие ей события политической истории Восточной Европы. Ключевым из них стала другая уния, не церковная, а политическая: объединение в 1569 году Великого княжества Литовского и Королевства Польского, двух могущественных восточноевропейских держав и одновременно – двух ключевых западных соперников молодого Московского царства. Наше государство в те же самые годы уже начало объединение исторических земель Древней Руси и вело первые в своей истории крупномасштабные боевые действия на западном направлении – многолетнюю Ливонскую войну 1558-1583 годов. Первые, но далеко не последние.

Почему папа римский – противник Православного мира

ВКЛ и ВКМ: история разделения

Строго говоря, на наследие Древней Руси в позднем Средневековье имели право претендовать только два государства: Московское и Литовское. Сегодня, когда современная миниатюрная Литва является одним из символов постсоветской политической русофобии, это кажется нонсенсом. Однако полтысячелетия назад Великое княжество Литовское (ВКЛ) было одним из крупнейших русских княжеств, разделённых в результате череды междоусобиц, положивших конец государственному единству Древней Руси.

Балтское население ВКЛ – племена жемайтов, аукштайтов, дзуков, ятвягов и пруссов – никогда не было в этом государстве этническим большинством. Основное население Великого княжества было западнорусским (в просторечии все русские того времени именовали себя «русинами» – от закарпатских земель до восточных русских княжеств). Более того, вплоть до XVII века официальное делопроизводство на его территории в основном велось на западнорусском языке (в белорусской историографии именуемом «старобелорусским»), реже – на латыни и польском, иногда на арабском и никогда на литовском. Последнего, собственно, как литературного языка не существовало вовсе.

Великое Княжество Литовское. Инфографика: Телеканал «Царьград»

А потому все Гедимины и Ольгерды, Витовты и Жигимонты, Ягайлы и Свидригайлы, великие князья литовские, несмотря на необычность звучания их балтских имён для современного русского слуха, были князьями русскими, говорившими на русском языке и зачастую роднившимися с князьями Северо-Восточной Руси. Правда, их постепенное сближение с Западом началось достаточно рано, когда ради укрепления внешнеполитического положения ВКЛ ещё основатель первой династии литовских князей Миндовг в 1251 году установил отношения с римским папой, приняв римско-католическое крещение.

Этот выбор во многом предопределил будущее Великого княжества Литовского, однако ещё очень долго значительная часть литовской знати, а также и некоторые великие князья (включая сына Миндовга – Войшелка, паломничавшего на Святую гору Афон, а в конце жизни принявшего монашеский постриг в православном монастыре) будут сохранять верность Православию. Не говоря уже об основном населении ВКЛ, которое в абсолютном большинстве было православным (славяне) и языческим (балтские племена). И только в конце XIV века, при князе Ягайле, заключившем династический союз с Польшей («Кревскую унию» 1385 года), началось массовое обращение язычников в римокатолицизм. Неслучайно именно к этому времени относится удивительное видение величайшего русского святого Преподобного Сергия Радонежского, описанное в его Житии:

Однажды Преподобный Сергий ночью вошёл в церковь, собираясь петь заутреню. Когда он начал пение, внезапно стена церкви расступилась и вошёл видимым образом сам диавол со множеством воинов бесовских – вошёл он не дверьми, но как вор и разбойник. Бесы были в литовских одеждах и островерхих литовских шапках...

В XV веке в Великом княжестве Литовском произошла самая настоящая гражданская война между сторонниками князя Свидригайло Ольгердовича, опиравшегося на православную знать и продвигавшего политику равноправия православных с католиками, и сторонниками претендовавшего на великокняжеский престол Сигизмунда (Жигимонта) Кейстутовича. Последний в начале конфликта представлял «католическую партию», но в итоге, чтобы победить, тоже продолжил политику конфессионального равенства.

Князь Свидригайло Ольгердович. Фото: www.globallookpress.com

Тем не менее именно в XV веке, когда великие князья литовские зачастую одновременно стали занимать и польские королевские престолы, произошло окончательное утверждение западного курса Великого княжества Литовского и окончательное размежевание с Православным Востоком, который после падения Ромейского царства (Византийской империи) стало олицетворять Великое княжество Московское. И если до конца XV века конфликты между ВКЛ и ВКМ носили характер русских междоусобиц и пограничных войн, то с XVI века, а особенно с началом ранее упомянутой Ливонской войны, это уже были столкновения государств, сделавших разный культурно-исторический, цивилизационный выбор.

«Убит агентом Ватикана»: 70 лет памяти протопресвитера Гавриила Костельника

Оставалось поставить жирную точку под периодом существования Великого княжества Литовского как Литовской Руси. И этой точкой стала Люблинская уния 1569 года, породившая федеративное по своей сути объединение ВКЛ и Королевства Польского – Речь Посполитую (от латинского словосочетания Res Publica – «общее дело»). Формально сохранившую ВКЛ как один из «субъектов» нового государства, но по факту уничтожившую остатки цивилизационной самостоятельности Литовской Руси, приведшую к её полонизации и латинизации.

Проект Люблинской унии, её реалии и последствия

Как ни странно, идеологом Люблинской унии был Станислав Ореховский, человек, считавший себя русином и сочувствовавший православному населению Великого княжества Литовского и Королевства Польского. В молодости он, римокатолический клирик, очень жёстко полемизировал с Римом, вплоть до того, что неоднократно анафематствовался. Будучи одним из первых публицистов своего времени, он чётко разделил понятия «происхождение» и «подданство». Так, Ореховскому принадлежит фраза «gente Ruthenus, natione Polonus» («по роду – русин, по национальности – поляк»), которая и стала основой проекта Люблинской унии.

В 1564 году Ореховский написал сочинение «Пирамида», в котором утверждал, что Великое княжество Литовское должно войти в состав Польши. Основным его тезисом было патетическое утверждение, что в княжествах нет и не может быть полной свободы подданных, но только в королевстве, как государственном устройстве более высокого уровня, возможно полное равноправие свободных людей (разумеется, под равноправием он имел в виду в том числе и равноправие римокатоликов и православных):

Тот, кто не живёт в королевстве, не принадлежит к свободным людям. Он не дворянин, он не имеет никаких прав и вечно живёт в несчастье и нищете... Каждый человек в княжестве – это только тень человека, а не настоящий человек.

Эти исполненные пафоса утверждения имели под собой мало оснований, тем более что в ВКЛ к тому времени уже был утверждён Первый статут (свод законов) 1529 года, мало отличавшийся по предоставлению гражданских прав и свобод от законодательства Королевства Польского. К слову, этот статут был написан на русском языке.

Фото: www.globallookpress.com

Но, как бы то ни было, идеи Ореховского в условиях затянувшейся войны Руси Литовской против Руси Московской (ставшей одним из ключевых эпизодов Ливонской войны) оказались востребованными. В январе 1569 года начал работу объединительный польско-литовский сейм. Многим литовским вельможам (зачастую православного исповедания) этот проект явно был не по душе. Часть из них, во главе с протестантом-кальвинистом Николаем Радзивиллом, даже хлопнула дверью. Но в итоге в конце мая литовские посланники присягнули Короне Польской, а 28 июня 1569 года окончательно подписали Акт о Люблинской унии (окончательная ратификация которой произошла в начале июля того же года).

Очередная ложь пана Порошенко: 333 года «московского ярма» над «украинской церковью»

Каковы же были основные последствия этого события? Кроме и без того уже очевидных: того, что Великое княжество Литовское как самостоятельное государство завершило своё существование, и появления новой сверхдержавы – Речи Посполитой, на долгое время – главного западного противника молодого Московского царства, России. Попробуем разобраться.

Первое и ключевое. Несмотря на наивные мечтания Станислава Ореховского, никакой веротерпимости и конфессионального равноправия в Речи Посполитой не утвердилось. Началась последовательная полонизация и латинизация (окатоличивание) русских земель, а также откровенные гонения против православных христиан. Как уже было сказано, именно Люблинская уния привела к трагедии унии Брестской, чьи плоды до сегодняшнего дня пожинаются на Украине, где униатская Грекокатолическая церковь является главным идеологом местного русофобского национализма.

Далее. Вопреки утверждениям о правовой «прогрессивности» Королевства Польского и новообразованной Речи Посполитой, закрепощение крестьян на её территории только усилилось. Объединённая шляхта значительно увеличила своё богатство, но именно она и стала экономическим тормозом для нового объединённого государства. В то же время в военном плане оно укрепилось и до второй половины XVII века достаточно эффективно противостояло устремлениям России освободить и объединить русские земли.

Наконец, именно Люблинская уния стала одним из ключевых исторических событий, подведших черту под цивилизационным разломом Европы, сохраняющимся вплоть до наших дней. И когда сегодня делегации прибалтийских республик, Польши и Украины единогласно голосуют против того, чтобы вернуть Россию в ПАСЕ, – это отклики тех самых событий позднего Средневековья. По сути, это голосует... фантом Речи Посполитой.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришло время Империи "Загадайте правильную мечту": Роддом, из которого выйдут не все. Врачебная тайна о гибели 9 младенцев раскрыта Набиуллиной подали сигнал из США: "Всё, пора". Это провал. Кто вернёт 300 миллиардов? Началось? Герасимов срочно прибыл на фронт. "Всё очень серьёзно". После покушения на Путина "ситуация изменилась" Вот это поворот! "Маринера" налетела на британский "риф". Русских жёстко подставили под удар США

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь