Екатеринбург рискует остаться в дыму до конца октября: пять вопросов о горящем торфянике
Откуда взялся торфяник, почему пожар не заметили вовремя, когда справятся с огнем, рассказали представители МЧС, минприроды и администрации Екатеринбурга.
Торфяник у границ микрорайона Солнечный вспыхнул, когда всем уже казалось, что больших природных пожаров ждать в этом году больше не стоит. И вдруг в одночасье весь Екатеринбург утонул в дыму. Почему пожар не могут погасить уже неделю? Что можно предпринять? На эти вопросы ответили люди, непосредственно отвечающие за безопасность Екатеринбурга и тушение пожаров.
Каков масштаб бедствия?
По состоянию на 18 октября, рядом с микрорайоном Солнечный горит торф на площади 4,5 гектара. Огонь тушат 292 человека.
Неделю назад на территории действовало 28 очагов, сейчас осталось 12. За прошедшие сутки потушены два крупных и три значительных очага тления. По состоянию на утро 18 октября продолжают действовать четыре крупных и восемь незначительных очагов тления.
Откуда взялся торфяник?
Торфяник, который находится рядом с Солнечным — это осушенное более 40 лет назад болото. Тогда мелиораторы прорыли в болоте один большой канал и несколько меньших, ведущих к большому. По этим каналам и ушла вода,
— рассказал заместитель министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Андрей Курьяков.
Опасность торфяных пожаров в том, что огонь быстро уходит на глубину, и только когда под землей начинают тлеть огромные массивы, дым вырывается на поверхность. Именно эта особенность помешала вовремя заметить пожар с помощью систем противопожарного мониторинга. Торфяник выглядел совершенно безопасным — над ним не было ни дыма, ни точек с повышенной температурой.
Что предпринимает МЧС?
Огонь на глубине до 10 метров тушить крайне трудно. Поверхность заливать бесполезно, воду нужно закачивать в глубинные слои. Здесь бесполезны пожарные машины и пена — погасить тлеющий торф можно только с помощью инженерных работ. Специалистам на время нужно снова превратить эту территорию в болото.
Сотрудники МЧС уже нашли главный канал и заполняют его водой, а от главного канала вода расходится к соседним участкам, — говорит заместитель начальника Главного управления МЧС России по Свердловской области Сергей Щербаков. — Сейчас горящая территория полностью окопана по периметру, и пожарные целенаправленно тушат огонь. Пока мы не доберемся до нижнего уровня, лучше не будет. Но мы уже знаем, где находятся очаги и целенаправленно работаем в этих точках.
Ситуация осложняется тем, что рядом нет водоемов, и МЧС в кратчайшие сроки смогли найти способ доставки воды к торфянику. Сейчас вода подается по магистральной линии длиной 3,7 километра.
Почему "Шквал" прибыл на помощь только в воскресенье?
По словам Сергея Щербакова, мощный комплекс «Шквал» из Ногинского спасательного центра МЧС России запросили только когда стало ясно: оборудование, которое есть у уральских спасателей, не справляется. Оно просто неспособно доставить воду на нужную глубину.
"Шквал" доставили на место пожара вечером 17 октября. Сейчас уникальная машина уже работает на полную мощность.
Чтобы создать запасы воды, в полутора километрах от горящего торфяника созданы два пруда, в которых уже собрался необходимый запас воды.
Когда станет легче дышать?
Быстро результатов ждать не стоит. Горящие торфяники медленно разгораются, зато и потушить их потом крайне сложно.
Это же касается и смога. Пока все зависит только от направления ветра. Если в воскресенье, 17 октября, в Екатеринбурге можно было дышать свободно, то в понедельник, 18 октября, город снова накрыл туман, смешанный с тяжелым запахом торфяного дыма.
«Усмирить» пожар могут только дожди или установление постоянного снежного покрова. Но в ближайшие две недели ни обильных дождей, ни снегопадов, городу не обещают. То есть, дым может сохраниться до конца октября, сообщила главный синоптик Уральского гидрометцентра Галина Шепоренко.
Технологий, способных остановить дым, а потом спокойно тушить пожар, увы, пока не существует.