Два "пасынка": Европа и Израиль. Различия и сходство
Пребывая в немецком концлагере Дахау в 1944-1945 годах, святитель Николай Сербский немало размышлял о причинах глобальной трагедии - Второй мировой войны. Об этом доктор экономических наук, ученый, писатель-публицист Валентин Катасонов пишет в предыдущей части статьи "Николай Сербский о судьбе двух "пасынков" Израиля и Европы". Предлагаем читателям вторую часть
Сравнивая историю двух «пасынков» - Израиля и Европы – святитель Николай Сербский полагает, что грех второго даже более тяжкий. Он рассуждает: «Ах, братья мои, еще неизвестно, кто из тех двоих оказался более неблагодарным Домовладыке Отцу и более дерзким к Единородному Сыну Домохозяина… Иудеи тоже бунтовали, за что и навлекли на себя проклятие бесплодной смоковницы. Однако бунт Европы – преступление тягчайшее греха иудейского. Грех Европы вообще не находит аналога в эпохах, от начала бытия мира и поныне».
Почему же святитель считает, что грех европейского пасынка тяжелее, чем грех еврейского? Хотя бы потому, что первый получал приглашение войти в дом Отца не напрямую от Сына, а через Его посланника (Моисея). Европа удостоилась прямого приглашения. Кроме того, перед глазами Европы был уже печальный пример евреев, из которого она должна была бы извлечь урок. Однако она его не извлекла.
А почему один и тот же грех поразил Израиль и Европу? – По мнению святителя, оба «пасынка» была избалованы любовью Бога и со временем привыкли к завышенной самооценке и своему привилегированному (на фоне языческих народов) положению: «Изнежен Израиль, избалована и Западная Европа. Израилю Господь явился как Бог милости, Западной Европе он явился как Бог любви. Божия милость изнежила Израиль, Божия любовь разбаловала Европу. Причина – та же, и болезнь идентична. Ибо народ, утративший страх Господень, быстро остается без Бога. Язычники, носившие в себе страх пред богами, пусть и ложными, были ближе к истинному Богу, нежели льстящие себе израильтяне и европейцы, отвергшие страх пред Богом и к тому же не уразумевшие и не принявшие милости и любви».
Интересна мысль святителя относительно большого сходства двух пасынков в ХХ веке: «Современная Европа и Израиль в эпоху явления Мессии мира – как два близнеца! Нет ничего более схожего на свете. Израиль наших дней ни на йоту не отличается от Израиля древнего».
По сути Европа – второй Израиль, европейский «клон» древнего Израиля. Иногда святитель использует выражение «еврейская Европа». В Ветхом Завете дан портрет не только древнего Израиля, но также второго:
«Вот свидетельство об Израиле, изреченное Моисеем, человеком Божиим: И [ел Иаков? и] утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего…Приносили жертвы бесам, а не Богу (Втор. 32: 15,17). Не знал Моисей о Европе, но этими словами невольно, за тысячи лет до Христа, запечатлел, сфотографировал будущую Европу. Каков древний Израиль, таков и новый».
Фото: www.globallookpress.com
Кстати, в XIX веке «ранний» Карл Маркс написал работу «К еврейскому вопросу» (1843 год). В ней он раскрыл страшную тайну: еврейство и номинальное европейское христианство – почти близнецы; в духовном плане они поклоняются одному и тому же божеству – мамоне. Вот один из жестких приговоров «классика»: «Христианство возникло из еврейства. Оно снова превратилось в еврейство». А вот еще: «Христианин был с самого начала теоретизирующим евреем; еврей, поэтому является практическим христианином, а практический христианин снова стал евреем». «Еврейство, - писал также Маркс, - удержалось рядом с христианством не только как религиозная критика христианства, не только как воплощенное сомнение в религиозном происхождении христианства, но также и потому, что практически - еврейский дух - еврейство - удержался в самом христианском обществе и даже достиг здесь своего высшего развития».
Все верно, нечего возразить. Только следует сделать одну оговорку: то, что «классик» называет христианством, конечно же таковым не является. В лучшем случае его можно назвать «номинальным христианством». Или подделкой под христианство. Именно об этом пишет святитель в своей работе «Агония церкви». Вот, в частности, его оценка европейской церкви (католической и протестантской) в начале ХХ века: «К сожалению, христианская церковь сегодня не светоч и не путевождь Европы, а самая известная ее служанка»[1].
Итак, оба «пасынка» Бога перестали не только любить, но даже уважать. Они вытеснили Бога из своей жизни. Они вытеснили из своей жизни и Слово Божие. А чем Его заменили? Израиль вместо Ветхого Завета стал жить по «преданиям старцев». Именно в этом обличал фарисеев и книжников Иисус Христос во время своего земного служения; святитель пишет: «Презрел Израиль слова Господни, изреченные через праведных отцов и славных ветхозаветных пророков, забросил Ветхий Божий Завет и предложил своему взору Талмуд и каббалу, сборники человеческих мечтаний и грез, которые не от Бога»[2].
Итак, Талмуд и каббала вместо Ветхого Завета. Талмуд, согласно определению Электронной еврейской энциклопедии, - «свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве. Талмуд — уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона»[3].
Фото: www.globallookpress.com
Обратим внимание лишь на два момента, связанных с Талмудом. Во-первых, в иудаизме (за редкими исключениями) Талмуд стоит над Ветхим Заветом (Законом и пророками). Во-вторых, Талмуд имеет антихристианскую направленность. А каббала? – Это религиозно-мистическое и эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке; получило особое распространение в XVI веке; сейчас начинается «ренессанс» каббалы, причем ею сегодня увлекаются не только евреи, но и все прочие «искатели истины». Эзотерическая каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения.
А Европа повторила путь Израиля. Только Священному Писанию предпочла измышления философов у ученых: «Шаг за шагом пошла по стопам древнего Израиля современная Европа, прямо-таки по пятам. Отвергла она Ветхий и Новый Завет и ухватилась за бредни и россказни своих поэтов и философов. Отринула она слова, подобные огню и молоту, и приняла басни, туманные и эфемерные, как дым и паутина. Подлинную истину она отбросила, обняв и облобызав «истину» лишь видимую. Подлинная истина от Бога, а видимая от людей. Последняя, собственно, есть ложь в облачении истины, волк в овечьей шкуре. Новейшие европейские проповедники видимой истины сошли с ума и умерли в домах для умалишенных. Но даже это ужасное событие не смогло заставить Европу отвергнуть все призрачные «истины» и лживые слова этих философов».[4]
О «пасынках»: от ненависти до союза один шаг.
Святитель в этой связи отмечает: «Посему Европа и Израиль обоюдно ненавидят друг друга и гонят, ведь они сродны, как близнецы»[5]. Чуть ниже святитель повторяет эту мысль: «Вот, вам, братья, диагноз Израиля и Европы. Потому эти двое не выносят друг друга, что тождественны они по своему христоборческому духу и по своей гнилостной и самоугодливой лености. Отсюда пути тех и других суть беспощадная жестокость и ложь»[6]. В другом месте святитель повторяет эту мысль: «Отсюда (из похожести – В.К.) и явилась страшная ненависть европейцев к евреям – ведь каждый ненавидит свои пороки в других. Европа дышит духом иудейства, посему и гонит евреев (из контекста понятно, что речь идет о гонениях накануне и во время второй мировой войны – В.К.). Впрочем, евреи больше ей не нужны. Сделали они свое дело в Европе. Европейское человечество достойно сменит их в богоборчестве и христоборчестве»[7].
Говоря о взаимной ненависти, святитель, вероятно имел в виду, в первую очередь, политику Третьего Рейха по отношению к евреям накануне и в ходе Второй мировой войны. Впрочем, Израиль (под ним разумеется мировое еврейство) не менее жестко относился к Европе, пытаясь установить над ней как финансовую, так и политическую власть. Атмосфера так называемого «антисемитизма» в Европе – яркое проявление «высоких отношений» между двумя пасынками в Новое время.
Итак, два пасынка всегда ненавидели друг друга. Но, кажется, сегодня их ненависть ко Христу многократно превосходит их взаимную неприязнь. Боюсь ошибиться, но мне кажется: близится тот момент, когда два «пасынка» заключат договор о «стратегическом сотрудничестве».
Одним из проявлений формирующегося союза двух «пасынков» являются договоренности между Ватиканом и иудаизмом, которые возникли уже после смерти святителя Николая Сербского.
Вот что мы читаем в одной из свежих публикаций на эту тему: «Решения Второго Ватиканского собора 1962-1965 гг. резко ускорили иудизацию католицизма. В Декларации этого собора «Nostra aetate» (октябрь 1965 года) было объявлено, что «ИУДАИЗМ, несмотря на непризнание Иисуса Христа в качестве Мессии, все еще дорог для Господа» (ст.4). Многие решения Второго Ватиканского собора были согласованы с главными еврейскими раввинами. В 1965 году Ватикан учредил специальный комитет, состоявший из католических и иудейских лидеров. Цель его - исправить католическую доктрину, чтобы изъять из нее все, что противоречит иудаизму. Документ запрещал критику иудаизма. Папа римский приказал внести изменения в учение Церкви, касающееся иудеев. «В отношении суда и смерти Иисуса, - заявил папа, - в Его Страстях нельзя обвинить всех евреев, живших тогда, и ни в коем случае евреев сегодняшнего дня». Комиссиям рекомендовалось внести изменения в католическую служебную литературу, чтобы исключить критику евреев, встречающуюся в Священном Писании. Ведь папа «непогрешим», а Писание, оказывается, погрешимо! В особенности подчеркивалась «необходимость» осторожно объяснять ссылки на евреев в Евангелии от Святого Иоанна. Надо пояснять это место так, «чтобы не возникли обвинения евреев в смерти Иисуса Христа»[8].
Второй Ватиканский собор. Фото: www.globallookpress.com
Основой союза Европы и Израиля станет (уже становится) общая ненависть к Сыну и Отцу, Которые дали им некогда приют, любовь и защиту. А также общая цель – расчистить путь к власти антихриста, коего Израиль по своему безумию называет Машиахом (т.е. мессией).
В своих разных работах по историософии я говорю о том, что всю мировую историю можно представить как борьбу двух основных цивилизаций – каинитской и авелевой (сифовой). Первая, как следует из ее названия, - духовные потомки Каина, первого убийцы и сознательного богоборца. Вторая – духовные потомки убитого Каином Авеля, который почитал Бога (поскольку Авель был убит, то ее можно назвать по имени Сифа, его брата)[9]. Очевидно, что оба «пасынка» в их нынешнем виде являются «ударным отрядом» цивилизации Каина.
Европейский пасынок и другие народы
Европа пребывает в иллюзии, что она, изгнав Христа, заняла Его место и пользуется всеми его правами. И высокомерно пытается поучать другие, языческие, некрещеные народы. Однако она занимается самообманом. Святитель пишет: «Так служит ли сейчас Европа светом язычникам? Спросите язычников, и они вам ответят. Вот каков будет ответ мусульман: «Любим мы Магомета больше, чем Иисуса, ибо среди нас, последователей Магомета, больше милости, чем среди европейских христиан». А Индия добавит: «Европа – банкрот в вере, значит потерпела она крах и в честности, и в разуме. Европейские народы пребывают под Божиим проклятием, так как они больше не народы, а двуногие барсуки, расхищающие поля каждого и ненасытно влекущие в свои подземные кладовые все, что попадется. А к тому же и двуногие обезьяны, ведь именно обезьяну считают своим прародителем. Звери, а не люди». А вот что скажет вам Китай: «Европа утратила две главные реальности, поэтому сейчас и хватается за второстепенное и скоротечное. Потеряла она Бога и душу. Не верит ни в Бога, ни в существование души. Человек как плоть – вот какого индивида Европа только и знает. Даже у самоедов и кафров (южных зулусов) узнаете вы нечто о духовном человеке, но никак не у европейцев. Европа – это только то, что лежит перед глазами. Духовно она слепа – и в этом она лидер среди всех остальных континентов; она похожа на телёнка, который бессмысленно таращит глаза и мычит. Бойтесь же её, оберегайтесь от неё и крушите её – ведь это безбожный вампир человечества».
Наверное, то, что писал Святитель о Европе и ее восприятии другими народами более семидесяти лет назад, отражало реальное положение «пасынка» на тот момент. Но, как мне кажется, сегодня, в 2017 году, слова «банкрот», «безбожный вампир человечества», сборище «двуногих барсуков» и «двуногих обезьян», ещё более подходит для описания этого «пасынка». Приводя представления современных язычников о современной безбожной Европе, Святитель делает достаточно непривычный для современных христианских богословов вывод: «Потому-то в наши времена богобоязненные язычники стали ближе ко Христу, чем изнеженные израильтяне и европейцы. Пророк предвидел это и предрек, сказав: Меня нашли не искавшие Меня (Ис. 65,1). Об этом же вещает и Псалмопевец: И ближнии мои отдалече мене сташа (Пс. 37,13)»[10].
О духовных уроках истории двух пасынков
У святителя Николая Сербского есть классификация людей: богоподобные, звероподобные, бесоподобные. Были времена, когда оба пасынка из притчи Николая Сербского стремились быть похожими на Домохозяина и Его Сына. Евреи и европейцы в начале своей жизни под крышей Дома Хозяина были богоподобны. Затем они стали чувствовать себя хозяевами в Доме Отца и оттеснять Отца и Сына, ставить себя выше. Это привело к тому, что пасынки стали звероподобными. Наконец, они были изгнаны из Дома Отца. С этого времени пасынки стали ненавидеть и Отца, и Сына. А это уже состояние бесоподобия. Увы, это состояние уже необратимо. Бесы, как учат святые отцы, ангелами уже никогда не станут.
История духовного падения Европы и Израиля очень поучительна. Примечательно, что у Николая Сербского Европа – понятие не географическое, а определенный тип цивилизации (тем более не является географическим понятием Израиль). Отдельные люди и даже народы, проживающие на территории Европы, не принадлежат фатально к европейской цивилизации. Так, Святитель подчеркивал, что сербский народ, проживающий в центре Европы, тем не менее, не есть Европа. Святитель постоянно призывает сербский народ к тому, чтобы он помнил уроки падения обоих «пасынков». Святитель более всего боялся, чтобы Сербия не стала Европой. А влияние Европы на Сербию во времена святителя Николая Сербского сильно чувствовалось, и он предостерегал от этого влияния:
«А ты, сербский народ, куда заплутал? Беги с тонущего корабля. Возвращайся из еврейской Европы в свою церковь и историю. Отринь людское многословие, взыскуй слова Божии, подобные пламенеющему огню и молоту, крушащему скалы. Прославь Христа, чтобы Христос спас и прославил тебя, как и отцов твоих, во век века. Аминь».
Нас, живущих в России, на протяжении четверти века пытались соблазнять миражами «общеевропейского дома». Думаю, что нам, русским, также надо помнить историю «пасынков» и не пойти по стопам Израиля и Европы. А так называемый «общеевропейский дом», как это вытекает из смысла притчи Святителя, правильнее назвать «общеевропейским кладбищем».
++++++
[1] Святитель Николай Сербский. Агония церкви // Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. Духовное возрождение Европы. Пер. С. Фонова. Том 3. – М.: Паломник, 2006, с. 363.
[2] Святитель Николай Сербский (Велимирович). Творения. С нами Бог. Пер. С. Фонова. Том 8. – М.: Паломник, 2010, с. 303-304.
[3] Статья «Талмуд» (http://www.eleven.co.il/article/14021). Упоминаемая в отрывке «Мишна» - древнейшая часть Талмуда. «Гемара» появилась позднее как свод дискуссий и анализов текста Мишны. Талмуд начал создаваться, по крайней мере, за два века до Р.Х. Завершился процесс его создания завершился в средние века.
[4] Там же, с. 304. Говоря о том, что «новейшие европейские проповедники видимой истины сошли с ума и умерли в домах для умалишенных», святитель, вероятно имел в виду прежде всего немецкого философа и писателя Фридриха Ницше (1844-1900). Подробнее см.: В.Ю. Катасонов. Философия и христианство. – М.: Институт русской цивилизации, 2017 (раздел «Философия сумасшедшего дома» - с. 165-169).
[5] Там же, с. 300.
[6] Там же, с. 301.
[7] Там же, с. 305.
[8] Якимова Е.А. Отношения Государства Израиль и Ватикана сквозь призму визита Папы Римского Франциска I в Израиль (http://www.iimes.ru/?p=21053).
[9] См.: В.Ю. Катасонов. Метафизика истории. – М.: Институт русской цивилизации, 2017 (раздел «Каинитская цивилизация и современный капитализм» - с. 59-121)
[10] Там же, с. 301.