Духовный и художественный поиск ищут опору друг в друге
Миф о противостоянии Церкви и современного искусства навязан извне
Взаимодействие государства, Церкви и культуры обсудили на круглом столе "Церковь и искусство: миф о противостоянии, правда о диалоге" в Доме правительства Московской области с участием представителей власти и церкви, науки и искусства, общественников и журналистов.
Среди участников круглого стола - руководитель Синодального информационного отдела Московской Патриархии Владимир Легойда, художественный руководитель "Геликон-оперы" Дмитрий Бертман, пресс-секретарь Московской епархии, представитель митрополита Ювеналия епископ Николай, режиссер и продюсер Игорь Угольников, народные артисты России Марис и Илзе Лиепа, ведущий программы "Время" Виталий Елисеев и другие.
Церковь призвали не отмахиваться от современного и так называемого "актуального" искусства. Обсуждались конфликтные столкновения различных точек зрения вокруг проектов современного искусства, хоть оно многим может показаться примитивным или непонятным. В свое время, напомнили искусствоведы, неприятие вызывали работы Пабло Пикассо и художников-импрессионистов, которые сегодня считаются классикой, не понимали Антона Чехова, полностью перекроившего русский язык и драматургию, а картину Рембрандта "Ночной дозор" неоднократно пытались уничтожить. Конечно, у современных деятелей искусства зачастую спорные методы осмысления тех или иных классических сюжетов, в том числе и библейских, но худшее, что можно сделать в этой ситуации, - запретить, считает художественное сообщество.
Как показали истории с постановкой спектакля "Тангейзер" или злополучной выставкой в Манеже, скандал и конфликт только усиливают интерес к запретному искусству. Хотя где та граница между искусством, искренней попыткой художественного высказывания о жизни и вовсе не высокой, не обогащенной духовным поиском жаждой заявить о себе любой ценой и за любую цену, но желательно - подороже? Ответы на этот вопрос, как, впрочем, и сам вопрос, к сожалению, во вторник в Красногорске не прозвучали.
Фото: Анастасия Казимирко-Кириллова, +Царьград+
В то же время, утверждали некоторые участники круглого стола, понять современную, нетрадиционную интерпретацию сюжета может лишь человек, культурно подкованный на классике, имеющий солидный багаж знаний. Именно поэтому молодым зрителям нужно начинать с классики, при этом родителям следует ставить высокую культурную планку своим чадам, начиная с детского возраста. Тогда любой классический спектакль (даже детский) или опера (например, восстановленные с оригинальными дягилевскими декорациями "Золотой петушок" или "Жар-птица") незаметно будут закладывать ребенку определенные представления о настоящем искусстве - "фоновые знания", которые определяют культурный уровень каждого конкретного человека. В этом случае у человека с раннего возраста формируется творческий вкус, и когда ему попытаются навязать коммерческое эрзац-искусство, он сам будет в состоянии отличить и отфильтровать его от настоящего.
"Есть много различных вкусов и мнений. Любой человек имеет право не любить Достоевского или Толстого. Но если при этом он считает гениальными второсортных писателей, которых завтра все забудут, это говорит не о качестве русской классики, а об их низком культурном уровне", - считает Владимир Легойда.
Проблема подделок под искусство была поднята, но, скорее, на бытовом уровне. Участники круглого стола посетовали на недостаток профессионализма у преподавателей творческих кружков и школ, куда в частном порядке отдают детей. Зачастую, в противоположность поставленной цели, там юным ученикам прививают дурновкусие или преподают первые уроки пошлости. Однако никакого системного решения проблемы предложено не было. За все три часа круглого стола почти никто не усомнился в том, что за акционистами-эпатажниками стоят какие-то высоколобые и профессиональные люди, которые и планируют все их акции. Разве что Владимир Легойда придерживался мнения о том, что иногда глупость и пошлость - это просто глупость и пошлость или плод одного, не очень здорового, ума.
Основной канвой мероприятия стало обсуждение тезиса о том, что миф о противостоянии искусства, государства и Церкви - это специально созданный, навязанный извне конфликт. Серьезную роль в формировании этого мифа сыграли интернет, социальные сети и СМИ.
Фото: Анастасия Казимирко-Кириллова, +Царьград+
Что касается чересчур рьяных активистов-борцов с оскорблением чувств верующих, то, по словам Легойды:
"Нарушение закона должно по закону и оцениваться. Если происходят акты вандализма на выставках, то, естественно, люди, которые эти действия совершают, должны отвечать перед законом и не прикрываться какими-то высокими устремлениями. Вместе с тем организаторы выставок и художники должны быть честными и быть готовыми к тому, что их произведения вызывают не одну лишь позитивную реакцию".
Может ли современное искусство быть духовным, воцерковленным? Да, бесспорно, уверена советник-министр по культуре Московской области Нармин Ширалиева. "Проект, который мы начали летом этого года - "Русская опера в русском монастыре", - рассказала она. - Пробный проект прошел в Ступино, в Свято-Троицком Белопесоцком монастыре, где был поставлен "Борис Годунов". Это направление мы будем всячески продолжать и развивать, хотя понятно, что будут некоторые ограничения. Например, в силу наших климатических условий проводить мероприятия можно будет только в теплое время года".
Идею заинтересованного взаимодействия подхватили и деятели культуры. И уже оперативно прозвучало предложение о сотрудничестве от Дмитрия Бертмана, художественного руководителя "Геликон-оперы", имеющего в своем репертуаре русские оперы, которые можно было бы поставить в историческом монастырском антураже.
Народная артистка России, балерина Илзе Лиепа рассказала, что уже работает с учениками Красногорского хореографического училища. Театральный режиссер и продюсер, создатель фестиваля "Золотая маска", бывший художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков готовит проект "Культ про свет" - павильон на ВДНХ, в котором соединятся различные виды современного искусства как способы выразить новую духовность и противостоять культу потребления.
Все идеи, которые высказывались на круглом столе, соберут в общую копилку, заверили организаторы, а подобные встречи станут регулярными. Ведь главное опровержение мифа о противостоянии - это постоянный диалог и взаимодействие всех сторон: и духовной, и культурной, и государственной. Однако обсуждение - это хорошо, но итогов дискуссии журналисты фактически не услышали. На следующих встречах хотелось бы не только стать зрителем интересного и достойного по уровню обсуждения, но и увидеть больше конкретных предложений и попыток системного решения проблем, стоящих перед сообществом, посвятившим себя культуре и духовности в самом широком контексте.