Дорогой билет - угроза единству России
Дорогие авиационные и железнодорожные билеты на стратегически важных направлениях могут стать угрозой единства страны
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выразила беспокойство ввиду неконтролируемого роста стоимости авиационных билетов, прежде всего по стратегически важным направлениям – в Крым, на Дальний Восток и в Калининград. В связи с этим она запросила информацию «о системе формирования цен, продаж и бронирования билетов у крупнейших авиакомпаний России».
Пока на вопросы ФАС оперативно и исчерпывающе ответил только Аэрофлот. От остальных участников рынка авиаперевозок ждут ответы в течение двух ближайших недель. ФАС надеется, что они будут такими же подробными и полными, как ответы Аэрофлота. Антимонопольщики их тщательно проанализируют и вынесут свой вердикт. А люди все это время будут платить за свое право навестить родителей, встретиться с друзьями и наладить производственные связи дополнительные деньги.
Согласно данным сервиса Tutu.ru, только первая половина осени показывает рост средних цен по направлениям Москва – Благовещенск на 44%, Москва – Якутск на 14%, Москва – Магадан на 69% (!!!), Москва – Петропавловск-Камчатский на 23%, Москва – Хабаровск на 5%.
Цены на авиабилеты во Владивосток и Южно-Сахалинск как бы не изменились.
В эти дни улететь из Москвы во Владивосток можно за 13200 рублей, из Москвы в Магадан за 28 000 рублей. Прямых рейсов из Владивостока в Магадан нет, а самый дешевый билет через Хабаровск стоил 12499 рублей. И это в один конец. При этом улететь из Москвы в Нью-Йорк стоит 21 000 рублей. Несколько дешевле, чем в Магадан (!).
Из Питера билеты процентов на 20 дороже.
При этом средняя зарплата в Приморском крае на лето этого года – чуть больше 35 000 рублей, в Магаданской области – около 65 000. Таким образом, для того, чтобы из Магадана или из Приморья отправиться в Москву и вернуться обратно, нужно истратить больше двух третей месячной зарплаты. А если сделать это вдвоем, с ребенком или с престарелым родителем?
Комментарии излишни.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Эксперты же в свою очередь говорят, что по большинству направлений цены на билеты в 2017 году по отношению к 2016 году если и выросли, то незначительно. В целом, по их словам, мы наблюдаем разнонаправленную динамику цен.
Некто Аркадий Гинес, директор по развитию компании OneTwoTrip, занимающейся поиском авиабилетов и отелей, утверждает, что «рост соотносится с повышением цены на плоские тарифы «Аэрофлота» на 10%, нововведение вступило в силу в январе 2017 года. Также на уровень цен точно оказало влияние сокращение федеральной программы по субсидированию рейсов».
Однако, продолжает Гинес, по его данным, «стоимость перелета в Крым в первом полугодии 2017 года к аналогичному периоду 2016 снизилась на 8%. Стоимость перелета в Калининград увеличилась в среднем на 5%».
Но это только слова. Если их брать, все выглядит неплохо. Есть только одно «но».
Почему-то этим летом, в разгар высокого сезона, билеты в Крым стоили на 30-40% дороже, чем в Сочи. И это при том, что на Крым для перевозчиков существует нулевая ставка НДС и, в принципе, одно это обстоятельство должно было бы снижать стоимость перелета на 10%. К тому же из большинства регионов России Крым ближе, чем Черноморское побережье Кавказа.
Так что на вопрос: «Почему?» не существует ответа. Нет, есть ответ, чисто в нашем духе: «По недосмотру начальства».
Теперь начальство спохватилось, да лето кончилось.
Однако вопрос этот чрезвычайно важен.
Россия – огромная страна, разнообразная и прекрасная. Но наши расстояния – это не только предмет национальной гордости, но и серьезная проблема, прежде всего проблема транспортная. Транспортная доступность и многообразные связи областей – экономические, профессиональные, личные, причем не только через столицы, но и непосредственно друг с другом – стратегическая задача, от решения которой самым серьезным образом зависит будущее государства и единство страны. И, может быть, что самое существенное, зависит чувство локтя – национальное единство, общность исторической судьбы.
Для примера возьмем уже упоминавшийся Магадан. Железной дороги в области нет. Из города на большую землю ведет автодорога «Колыма» (М56), расстояние до ближайшего крупного города Якутска 2032 километра. Трасса считается одной из самых опасных в мире. Путь до Якутска займет несколько дней. Кроме того, не везде есть мосты. Так что в межсезонье проехать там невозможно.
Единственная связь с остальной Россией для жителя Магадана – самолет. Речь даже не идет о Москве или Петербурге. Человек должен отдать свою недельную заработную плату просто для того, чтобы выбраться на выходные из региона, например, навестить родителей в соседнем Хабаровске или Владивостоке. И это ненормально.
О цене на авиарейс из Магадана в отдаленные районы той же Магаданской области мы не говорим. Там просто заоблачные цены для местных жителей, к тому же в лучшем случае 1-2 рейса в неделю…
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Еще острее эта проблема стоит и с регионами, в силу тех или иных причин, оторванными от территории остальной страны.
Когда билет в Крым летом не только дороже, чем на Кавказ, но и стоит примерно так же, как в Турцию, Болгарию и на греческие острова, многие выбирают Турцию, Болгарию и греческие острова. Это сделано специально или опять по недосмотру начальства?
Когда из Калининграда проще и дешевле съездить в Вильнюс, Гданьск или Варшаву, а не в Москву или в Питер, люди с молодых лет привыкают ездить в Вильнюс, Гданьск и Варшаву. Об этом никто не подумал, или снова начальство недосмотрело?
К каким последствиям подобное положение дел может привести в долговременной перспективе, рассказывать не надо. И так все понятно.
Транспортная доступность – важнейшая задача развития страны на ближайшие годы. Ситуация, в которой стоимость перелета в США сопоставима со стоимостью перелета по России, а «эксперты» нам сообщают, что все в порядке, цены, если и растут, то ненамного, волноваться не стоит, – совершенно недопустима. И это вопрос не экономический, но и политический.
Нам не только необходимы дешевые авиа, железнодорожные и автобусные билеты, хорошие трассы и удобные вокзалы и аэропорты, нам необходим совершенно новый подход ко всей проблематике, связанной с транспортной инфраструктурой. Это вопрос государственной важности, и нельзя его отдавать на откуп исключительно частному бизнесу. Должны быть найдены совершенно новые решения.