"Дорогие товарищи!" Кончаловского претендует на Оскар: О чём этот фильм, сюжет и факты о трагедии
Картина режиссёра Андрея Кончаловского, рассказывающая о трагических событиях 1962-го года в Новочеркасске, попала в шорт-лит престижной кинопремии.
Фильм "Дорогие товарищи!" российского режиссера Андрея Кончаловского о расстреле рабочих завода НЭВЗ в Новочеркасске вошёл в шорт-лист кинопремии "Оскар" в номинации "Лучший международный художественный фильм".
В главной роли снялась супруга и муза Кончаловского - Юлия Высоцкая, которая, к слову, сама родом из Новочеркасска.
Конечно, если бы Юля не была из казачьей семьи, мне бы не пришло в голову размышлять над этими событиями. Тема показалась действительно интересной и захотелось сделать картину, в которой семью опрокинуло бы в воронку этой трагической истории,
- объяснял мотивы, побудившие его взяться за сложную тему, режиссёр картины Андрей Кончаловский.
"Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером"
В основу фильма легли события, произошедшие больше полувека назад, в 1962 году, когда возмущённые повышением цен на мясо и молоко рабочие электровозного завода в Новочеркасске, получили ещё один "подарок" от руководства — увеличение норма-часов.
Тогда, собравшись у здания заводоуправления, они начали требовать разъяснений от начальства. А директор Борис Курочкин попытался отшутиться: "Нет денег на пирожки с мясом — ешьте с ливером".
Шутка получилась, мягко говор, неудачная.
Эта фраза не просто сильно оскорбила рабочих, но и стала детонатором для дальнейших событий. Люди возмутились, волнения нарастали с пугающей скоростью.
Фото: кадр из фильма.
Группа митингующих перекрыла железную дорогу, остановив поезд Ростов-Саратов. В город прибыл первый секретарь Ростовского обкома Александр Басов, который попытался успокоить толпу, но был освистан.
Часть наиболее радикально настроенных рабочих начала штурмовать завод. К вечеру милиция попыталась оттеснить протестующих, но была смята толпой.
Фото: кадр из фильма.
На второй день в город ввели танки, но и это не остановило митингующих.
Они направились к зданию горкома, перед которым были выставлены военные. Толпа попыталась пройти в здание, но автоматчики начали стрелять: сначала в воздух, а потом и по толпе (особо буйствующие участники пытались вырвать оружие, и солдаты попросту пытались защититься вольно или невольно снимая с предохранителя).
Страшный итог: 26 убитых, 87 раненых, семерых забастовщиков приговорили к расстрелу, 105 демонстрантов были отправлены в лагеря на долгие сроки.
Отец-казак и дочь-коммунистка: главные герои драмы
В версии Кончаловского трагедия того времени показана сквозь призму истории главной героини картины - бывшей фронтовички, а ныне работницы горкома партии Людмилы Сёминой.
Фото: кадр из фильма.
Мать-одиночка и отчаянная сталинистка в первый день рабочего бунта призывала заговорщиков расстреливать, но потом всё резко меняется: она узнаёт, что среди бунтовщиков оказывается её дочь, поисками которой после расстрела толпы на площади перед зданием горкома она и занимается.
- Человек, который теряет ребёнка, для него возникает реальность настоящая: вне политики, вне власти, вне убеждений,
- делится в одном интервью сама актриса.
Несмотря на то, что Высоцкая - уроженка Дона, её попытка в кадре приблизить свою героиню к донским реалиям, усилив колоритное "Г", невольно вызывает ассоциации с персонажем Владимира Машкова из фильма "Ликвидация".
Но вот кому хочется прокричать "Верю!", так это - исполнителю роли отца главной героини.
- Характер списан практически с портретов реальных людей, я изучал подробно историю раскулачивания. Вот дед оттуда, да он и не актер,
- охарактеризовал героя своей ленты сам Кончаловский.
Старого казака сыграл бывший тракторист и пчеловод из Адыгеи Сергей Эрлиш, который, к слову, не сразу согласился играть у Кончаловского, ведь мужчине не на кого было оставить хозяйство.
Фото: кадр из фильма.
Самым трогательным моментом в фильме, пожалуй, стал эпизод именно с его участием. В день, когда началась забастовка, дед полез в сундук, достал оттуда казачью форму с четырьмя Георгиевским крестами на груди и стал любоваться на себя в зеркало. На фразу дочери: "Сыми!", ответил спокойно и жёстко: "Не сыму!"
А затем в диалоге с Высоцкой, героиня которой с теплотой вспоминает сталинские времена, он зачитывает ей письмо своей племянницы — в нём девочка описывает, как в двадцатые годы на Дону раскулачивали казаков, насилуя женщин, расстреливая безоружных людей, и произносит фразу: "Если бы твой Шолохов всю правду написал, то не было бы никакого "Тихого Дона". А затем вспомнил историю, которую ему рассказал старый казак:
В станице Вёшенской один казак комиссара варваром обозвал. Так ему язык отрезали, гвоздями к подбородку прибили и водили по дворам, пока не помер.
Интересные факты о фильме "Дорогие товарищи"
Надо сказать, что фильм этот - не просто про трагедию на заводе, а про быт советских людей на юге страны.
Сцены снимались в Ростовской области и в декорациях павильона в Лужниках.
Сложно восстановить период, которому больше 60-то лет... но в этом и есть задача режиссёра создать максимальное правдоподобие или максимальное соответствие эпохи,
— говорит Кончаловский.
Основная часть актёров в ленте - простые жители юга, которых режиссёр лично отбирал для создания максимально правдоподобного антуража. В массовке было задействовано около пятисот человек. Внимание и к костюмам, к декорациям, к машинам - актёры ездили на настоящем раритете.
В версии Кончаловского расстрел людей производили не солдаты, а снайперы КГБ, которые обосновались на чердаке здания горкома.
Фото: кадр из фильма.
Там есть эпизоды – среди основной линии, связанной с поисками Сёминой её дочери, в которых показано, как безуспешно смывали кровь с брусчатки на площади, где произошла трагедия, а потом решили закатать её в асфальт.
Как сваливали трупы в морге, а кому "не повезло" быть увезённым туда, - тех хоронили за городом, закапывая тела поверх старых могил.
"Дорогие товарищи!" в 2020 году получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля и приз за лучшую режиссуру Международного кинофестиваля в Чикаго.
Добавим, что отечественные фильмы не раз, конечно же, претендовали на "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке", но получили золотую статуэтку только три картины: "Война и мир" Сергея Бондарчука, "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова.
Авторы: Олег Беликов, Жанна Смирнова