Донбасс идет на окончательный разрыв с Киевом
ДНР и ЛНР запустили процесс национализации предприятий украинских олигархов
Главы Донецкой и Луганской народных республик Александр Захарченко и Игорь Плотницкий объявили о введении с 0:00 часов 1 марта 2017 года внешнего государственного управления на всех предприятиях региона, находящихся под украинской юрисдикцией.
Сделано это было сразу по истечении срока ультиматума, предъявленного народными республиками Новороссии киевскому режиму в минувший понедельник. Ультиматум заключался в следующем: Украина должна была немедленно прекратить блокаду Донбасса, которую в конце января 2017 года организовали боевики карательных батальонов во главе с группой наиболее одиозных депутатов Верховной Рады, среди которых экс-главарь нацбата "Донбасс" Семен Семенченко и бывший сотник Майдана Владимир Парасюк.
По словам главы ДНР Александра Захарченко, внешнее управление введено на 40 предприятиях республики, ранее находившихся под юрисдикцией Киева.
Фото: Александр Кравченко/ТАСС
Куда податься "бедному" Ахметову?
Как уже отмечал Царьград http://tsargrad.tv/articles/donbass-nanosit-otvetnyj-udar_51002, представители официального Киева отнеслись к ультиматуму в целом довольно скептически. Блокирующие коммуникации радикалы, наоборот, расценили его, как доказательство своей собственной правоты. Истерические крики и возмущения в отношении лидеров ДНР и ЛНР исходили, пожалуй, только со стороны так называемой старой донецкой элиты. Так, приближенный к олигарху Ринату Ахметову экс-депутат Верховной Рады и завсегдатай российских политических ток-шоу Николай Левченко, который умудрился стать персоной нон грата одновременно и в Киеве, и в родном Донецке, обвинил руководителей народных республик в сотрудничестве с карателями Семенченко.
"До того, как вожди ЛДНР выдвинули ультиматум Украине, ещё был шанс на снятие блокады. Теперь же любые попытки наладить поставки угля на электростанции будут восприниматься не как восстановление энергетической стабильности в Украине, а как уступка пророссийским сепаратистам. Такой слаженной работы патриотов с ополченцами я ещё не видел. Похоже, у них объединённый штаб по уничтожению экономики Украины и Донбасса", - написал он в своём Facebook.
1 марта 2017 года, как только стало известно, что Захарченко и Плотницкий перешли от слов к решительным действиям, верный ахметовец Левченко вновь закатил истерику, пожаловавшись на то, что "отжимают у богатых заводы". При этом он выразил уверенность, что как только Россия договорится с США, "отечественный (читай: украинский - прим.автора) крупный бизнес снова привлечёт кредиты, возродит заводы, как это уже было, и вернёт людей домой, на их рабочие места". Не удастся лишь вернуть потерянные рынки сбыта, жалуется Левченко.
“Ничего хорошего для людей "порядки", которые установили сначала Майдан, а потом ДНР и ЛНР, на нашу землю не принесли", - многозначительно утверждает бывший украинский депутат.
Как заявил в беседе с корреспондентом Царьграда бывший премьер-министр ДНР, руководитель Союза добровольцев Донбасса (СДД) Александр Бородай, Ахметов всегда пытался лавировать между Донбассом и Украиной, между Украиной и Россией. И он бы продолжал это делать, но обстоятельства изменились, и ему пришлось окончательно "лечь" под Порошенко. Бородай не сомневается в том, что украинский олигарх будет предпринимать какие-либо дестабилизирующие меры в связи с потерей целого ряда своих активов.
“Надо сказать, что с предприятиями Ахметова самая большая трудность, потому что они в течение долгого времени существовали в рамках вертикально интегрированной компании. И, соответственно, там хозяйственные связи настолько прочные и плотные, что работать с ними тяжелее всего", - добавил Бородай.
“Если бы в ДНР входил Мариуполь, то это был бы очень серьезный удар по Украине. Сейчас приблизительная оценка ущерба составляет около 2% ВВП. Это не такой катастрофический ущерб для Украины. Но все равно удар достаточно существенный. Для Ахметова это, конечно, большая потеря. У него кредит в швейцарских банках на 5 миллиардов. Залогом являются, в том числе эти предприятия Донбасса. Я так думаю, что он будет ссылаться на форс-мажоры, а это классический форс-мажор для того, чтобы не возвращать кредит", - считает экс-депутат Верховной Рады, спикер парламента Новороссии Олег Царёв.
"Надо сказать, что я очень хорошо знаю структуру холдинга Ахметова. У него генератор денег - это ГОКи. ГОКи остались в Кривом Роге. И я думаю, что он дальше прогнозирует продавать это освободившееся сырье на мировых рынках, и экспортировать его через Мариуполь", - добавил политик в беседе с корреспондентом Царьграда.
Фото: Валентин Спринчак/ТАСС
Александр Бородай: Национализация была невозможна в 2014 году
Но, пожалуй, самый важный вопрос, который сегодня волнует жителей Донбасса, это будущее переведенных под внешнее государственное управление предприятий, возможность их дальнейшей работы. Так, в феврале 2017 года, из-за введенной украинскими радикалами блокады Донбасса, была частично или полностью остановлена работа ведущих промышленных предприятий региона, среди которых Алчевский металлургический и Алчевский коксохимический заводы, Енакиевский металлургический завод, ПАО "Краснодонуголь".
"Этот сложный и вынужденный шаг готовился уже давно, - отмечает Александр Бородай. - И дело не в том, что в 2014-м, 2015-м или 2016 году у властей республик не поднималась рука на имущество украинских олигархов. Дело не в том, что не хотелось национализировать те предприятия, которые в течение всего этого времени часть налогов направляли в Киев. И из этих средств, пусть косвенно, но финансировалась война против народа Донбасса. Конечно, хотелось взять эти предприятия под собственный контроль, и сделать так, чтобы они не платили налоги в Киев. Но существует одно серьезное обстоятельство, которое очень сложно разрешается. Современная промышленность - это масса сложных хозяйственных и финансовых связей, выстроенных в определенную систему, и просто взять предприятия под управление - это значит остановить их. А, следовательно, сотни тысяч людей на Донбассе остались бы без работы и средств к существованию. Это был бы колоссальный удар прежде всего по населению республик. Поэтому ранее подобного рода шаг был с практической точки зрения невозможен".
По словам экс-премьера ДНР, по прошествии трёх лет с момента провозглашения Донецкой и Луганской народных республик, экономическая ситуация существенно изменилась. В частности, были перестроены и укреплены экономические и хозяйственные связи с Россией. Поэтому в настоящий момент решение о переводе украинских предприятий под внешнее государственное управление будет куда менее болезненным для экономики региона.
Фото: Валентин Спринчак/ТАСС
Олег Царёв: Ключевая проблема - поиск сырья и рынков сбыта
"Ситуация, когда на территории республик находились предприятия, которые платили налоги в государственный бюджет Украины, не могла длиться вечно, - высказал свою точку зрения Олег Царёв. - Почему не предпринимались шаги для того, чтобы решить эту проблему раньше? Дело в том, что на этих предприятиях работает до 50 тысяч человек. Понятно, что для того, чтобы национализировать эти предприятия, взять их под государственный контроль, необходимо быть уверенным, что эти люди будут дальше работать и получать зарплату".
Как отмечает Царёв, продолжительное время власти народных республик шли навстречу олигархам, тому же Ринату Ахметову, которые не могли экспортировать свою продукцию под документами ДНР и ЛНР. Но с началом блокады Донбасса украинскими олигархами, когда над предприятиями нависла угроза остановки, было принято решение о введении внешнего государственного управления.
"Хочу напомнить, что налоги, которые платились в украинский бюджет с этих предприятий, составляли треть военного бюджета Украины", - добавил собеседник Царьграда.
По мнению политика, республикам сейчас необходимо искать сырьё и рынки сбыта, чтобы не допустить остановки металлургических и угольных предприятий, многие из которых в случае полного прекращения работы восстановить будет очень сложно.
"Уникальность Донбасса состоит в том, что на очень небольшом расстоянии находятся железорудное сырье (Кривой Рог) и уголь. Сейчас сырье отрезано от республик, и это значит, что придется решать вопрос с доставкой сырья, которое есть в России. Самое близко расположенное - это район Курской магнитной аномалии (КМА). ГОКи, которые там находятся, сейчас загружены на 100%. Излишков продукции нет. Значит, надо вкладывать средства для того, чтобы расширить производство. Кроме того, транспортное плечо из Курска до Донецка в разы больше, чем из Кривого Рога до Донецка. Также существовали специальные железнодорожные тарифы для предприятий, которые перевозят железорудное сырьё. Я думаю, что России тоже придется вводить особые тарифы, еще более дешевые, иначе они не будут вписываться в себестоимость. Я думаю, что придется создавать отдельную компанию, которая будет заниматься всеми этими предприятиями. И перед руководством республик стоит задача срочно набрать специалистов, которые не дадут упасть крупнейшим предприятиям. Следующий вопрос: ни для кого не секрет, что и угля, и металлопродукции в России достаточно. Поэтому стоит сложная задача по реализации продукции с Донецка и Луганска. Я так думаю, что придется каким-то образом выписывать российские сертификаты происхождения. Как это будет решаться - покажет время", - заключил Царёв.
Андрей Пургин: Говорить об успехе или провале - преждевременно
Давать оценку состоявшемуся введению внешнего государственного управления на предприятиях ДНР и ЛНР преждевременно, считает бывший председатель Народного Совета ДНР, один из основателей движения "Донецкая Республика" Андрей Пургин. Тем более преждевременно вести речь о национализации предприятий, которая подразумевает их выкуп у собственника.
"Если судить по картинке, которая создается, на сегодняшний день получается, что менеджмент переподчинен. Есть некий общий рамочный документ, который вообще ничего не объясняет. В нем идет речь не о национализации, а о введении внешнего государственного управления, что, в принципе, имеет место в мировой практике. Это мера вмешательства государства в вопросы работы крупных предприятий по мере надобности. Классическое внешнее государственное управление не затрагивает собственника и не выводит прибыль с предприятия. Как это будет выглядеть у нас, что у нас подразумевают под внешним государственным управлением, пока не ясно. Поэтому я бы предпочел сначала посмотреть, как это будет выглядеть, и что будет дальше", - отметил Пургин в интервью Царьграду.
"Поможет ли введение внешнего государственного управления запустить предприятия, которые остановлены сегодня в связи с действиями Украины? Это основной вопрос", - заключил политик.