Дивный новый мир откроется в Пекине
В понедельник в Пекине будет подписан акт о создании новой мировой цивилизационной инфраструктуры
Это - не преувеличение. Китай уже много лет разрабатывает новый цивилизационный проект. Не в том его суть, чтобы подстроить весь мир под Китай. А в том, чтобы - пристроить его к Китаю.
Но пристроиться к нему будет выгодно…
Китайская головоломка
Собирающийся на выходных в Пекине форум "Один пояс - один путь" будет более чем представительным. На нём соберутся представители, как ожидается, 110 стран. А откроют его лидер КНР Си Цзиньпин, президент России Владимир Путин и генсек ООН Антониу Гутерриш.
Не просто участие, а участие в открытии Путина у многих специалистов вызвал буквально вздох облегчения - значит, Россия решила всё же твёрдо присоединиться к китайскому цивилизационному проекту. Хотя решение такое было вовсе не очевидно. Россия сама по себе цивилизация, но в данном случае объективно должна будет оказаться на вторых ролях перед Китаем. А не всем это нравится. Россия в качестве "младшего партнёра"? Не перебор ли?
"А каким ещё может оказаться нынешняя Россия рядом с нынешним Китаем? - прямо спросил в разговоре с Царьградом директор Центра экономических и социальных исследований Китая, замдиректора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. - Китай выполнит свой проект с нами или без нас. Мы вот задержали строительство высокоскоростной железной дороги Москва - Казань, как участка будущей трассы между Китаем и Европой, и что? Китайцы просто обратили свои усилия на Среднюю Азию. При таких условиях мы можем вообще остаться ни с чем. Так не лучше ли быть младшим партнёром, чем вообще никаким?".
"Надо отметить к этому, - сказал Царьграду один из дипломатических работников, связанных с этой темой, - что при всём усиленном развитии российских портов возле Петербурга они не очень интересуют транзитные страны, в том числе Китай. В той же Усть-Луге на самом деле большие проблемы. Там дно постоянно заиливается, его надо всё время углублять, там тесно, там зимой лёд. В общем, надо очень сильно стараться, чтобы замкнуть на них транзитные потоки".
Китайская паутина
Почему эта дискуссия и её разрешение Владимиром Путиным так важны? Речь в перспективе идёт вот о чём.
За лозунгом "Один пояс - один путь" стоит стратегическая транспортная идея Китая по прямому сухопутному выходу ко всей территории Евразии, далее Африки, а там, если Россия поможет - и к Америке через туннель под Беринговым проливом. Кстати, и проект туннеля существует, правда, американский, но детализированный и расписанный едва ли не до графика поставки бетона и электрических лампочек. Осталось проложить только железную дорогу от Якутска до Уэллена. С китайскими инвестициями это не выглядит фантастикой.
Сухопутные пути должны дополняться морскими – а, значит, соответствующей портовой и логистической инфраструктурой по всему миру. И всё это вместе и называется одним поясом - "Экономический пояс Шёлкового пути" и одним путём - "Морской Шёлковый путь XXI века".
"Это стратегические проекты на длительную историческую перспективу, - прокомментировал профессор Островский. - Китай ставит перед собой задачу связать экономические развитые страны Восточной Азии и Европы по двум древним маршрутам Шёлкового пути и создать на этих маршрутах самые экономически объёмные платформы содружества Азии и Европы".
Китай прекрасно понимает, что в мировой экономике и политике приходит или даже пришёл конец миру под эгидой Соединённых Штатов Америки. Эта страна в скорой перспективе - просто остров, вооружённый ядерным оружием. Да, богатый, но период насыщения его китайскими товарами прошёл, а китайским капиталам там нечего делать. Разве что обеспечить себе место в игрищах ценными бумагами.
И КНР, судя по всему, справедливо решила приступать к строительству нового, безамериканского мира. А что в первую очередь делается перед началом строительства, если решать с умом? Правильно - с создания подъездных путей и логистической инфраструктуры. Вот этим Китай, если говорить просто, и занялся.
Но одновременно, заверяют политические аналитики, этой концепцией Пекин закладывает основы своей будущей внешней стратегии на громадную историческую перспективу. По сути, он осуществляет глубокий план экономического вовлечения мира в свою собственную мировую экономическую экспансию.
И именно подписание этого плана и состоится скоро в Пекине.
Фото: Петр Ковалев/ТАСС
Китайские деньги
Под этот проект Китай уже заложил две мощные финансово-инвестиционные структуры. Одна из них объём уставного капитала будет иметь размером в 100 миллиардов долларов, а вторая - в 40 миллиардов долларов. Инвестиций за три года эксперты Азиатского банка развития прогнозируют на 8 триллионов долларов.
Конкретные планы по совместному созданию китайской "паутины" предусматривают прежде всего создание инфраструктуры: автомобильных дорог, мостов, линий электропередач, нефтегазопроводов, портов, терминалов. То есть создание новых ареалов промышленности вокруг железнодорожных путей, включая также населённые пункты и целые города.
В этом смысле можно сказать, что Китай для себя всё решил, считают аналитики. Причём, подчёркивают наблюдатели, у Пекина заметно ужесточилась позиция: раньше он приглашал присоединиться к проекту, теперь же предлагает: строить будем всё равно, а вы решайте, нужно вам это или вы на периферии будущего дивного мира без денег посидите.
И в первую очередь этот вопрос обращён - сам собою! - к России. Есть такая хорошая дорога - Транссиб. Но она перегружена, поезда по ней идут чуть ли не с частотой метро, но со скоростью лошадки. БАМ проблему тоже не решает - он тоже перегружен.
Вопрос, который Россия должна обратить сама к себе, звучит, следовательно, так: хотим ли мы с использованием китайских инвестиций расширить, модернизировать Транссиб, построить вдоль него новые терминалы, вокзалы, заводы, города, а далее получать не самые жирные, но постоянные деньги за транзит? Или мы, возьмём Кудриных-Силуановых-Набиуллиных за ноги и вытрясем из их карманов деньги, чтобы самим за это всё взяться? Но как показывает практика с либеральским генералом Чубайсом, денег с него не то что не стрясёшь - не получишь даже копеечки из вложенного. А главное, даже если бы и да - пока будем сами строить дороги и города, китайцы вполне себе столкуются со странами Средней Азии, с Азербайджаном и Грузией, с Ираном и всё нужное построят сами и с ними. А мы будем сидеть, чесать затылок и думать: "Ну, да, какие уж там города, когда вон стадион в Питере десятилетиями строили, 60 миллиардов рублей потратили, а там даже сама команда "Зенит" играть отказывается"…
Здесь остаётся только процитировать слова, высказанные директором Института Дальнего Востока Сергеем Лузяниным на заседании президиума Российской академии наук, посвящённом этой теме. Если тактика нерешительных проволочек и проволочек из-за нерешительности победит, считает учёный, то Россия может оказаться просто на обочине и "одного пояса", и "одного пути". Нужные китайцам маршруты пройдут мимо неё. И если представление о величии заменит реальные собственные инвестиции в поистине золотую в перспективе китайскую мировую "паутину", любой российский проект встроиться в китайский уже не сможет. А если и сможет, то будет ловить крохи от того, о чём Россия может договориться сейчас, став полноценным партнёром Китая.
Вот в этом и главная интрига начинающегося в Пекине съезда участников нового мирового проекта.