Диверсия в верхах: Чиновник, который дружил с террористом, решил "защитить" фронт от Telegram
В Госдуме случился спектакль, достойный театра абсурда. Максут Шадаев, министр цифрового развития, вещал о том, как он заботится о безопасности страны и наших военных. Оказывается, Telegram пора замедлять, потому что "иностранные спецслужбы имеют доступ к перепискам" и читают всё, что наши бойцы пишут на фронте. Но там его трогать пока не будут. Как это может сочетаться в одной министерской голове?
Уязвимость не в "телеге?"
Сам министр, судя по данным из открытых источников, остаётся пользователем этого опасного мессенджера – больше 350 сообщений оставил, в дискуссии вступал, даже оправдывался, что на фото у него "не треники, а брюки". Так, может, и спецслужбы противника читают не только бойцов, но и самого министра? Знающие люди уверяют, что при желании вполне могут, причём вне зависимости от того, каким мессенджером пользуется объект их любопытства.

Глава Минцифры объясняет, что он не в трениках, а в брюках. Фото: Скрин ТГ-канала "Консервативный чат"
По словам эксперта IT-технологий Ильи Зубакина, если условному ЦРУ, MI-6 или разведывательному сообществу Франции понадобятся личные тайны пользователя, они пойдут иным путём, обеспечив доступ к конкретному гаджету:
Они могут снимать информацию с экрана, наблюдая, что пользователь пишет, отправляя сообщение, в реальном времени, и что ему отвечают. Происходит физический хакинг устройства, после чего доступны файлы, которые на нём находятся. Не обязательно расшифровывать какие-то алгоритмы, подбирать ключи к мессенджерам. Поскольку само устройство произведено не в России, оно не зашифровано, не проверено и, соответственно, не полностью безопасное.
В интервью Царьграду эксперт задаётся логичным вопросом:
Чужое железо, чужой софт, о какой безопасности идёт речь?
И Шадаев, как человек, чья "вся трудовая деятельность связана с ИТ", не может этого не знать.
В порочащих связях… замечен
Кстати, многие ли знают, с чего начинал свой трудовой путь этот борец за цифровой суверенитет?
А начинал он в 2000-2001 годах в компании Arrava Internet Management, основанной выходцами из ЮКОСа и зарегистрированной в США. Руководил проектом "Эйдвайзерс" у человека, который сегодня числится в террористах и экстремистах, – Ильи Пономарёва*. Да-да, того самого, что сбежал в Киев, записывал ролики с призывами убивать русских и стал, по сути, врагом государства номер один в информационном поле. Правда, этого в официальной биографии Шадаева, размещённой на сайте министерства, вы не найдёте – это спрятано за скромной фразой "и других". Но интернет, как говорится, помнит всё. Есть и люди, которые хорошо об этом прошлом министра осведомлены.
Шадаев, по данным инсайдеров, дружил с Пономарёвым* долгие годы. И даже после того, как тот сбежал на Украину, поддерживал контакты. Мало того, в поле зрения правоохранителей министр уже попадал – и по делу Пономарева*, и по подозрениям в хищении бюджетных средств при внедрении информационных систем. Но для работы на посту министра это, видимо, не является противопоказанием. И вот с таким бэкграундом человек сегодня учит нас патриотизму и объясняет, чем опасен Telegram.

Шадаев утверждает, что Telegram не будут ограничивать в зоне СВО. Видео: ТГ-канал @srochnow
Мало того, Шадаев, начавший карьеру в структурах беглого олигарха Ходорковского*, решает, какой мессенджер безопасен для наших военных. Он говорит, что Telegram игнорирует 150 тысяч запросов на удаление запрещёнки, включая детскую порнографию и наркотики. Но давайте посмотрим на другие отечественные платформы.
Двойные стандарты?
Военные аналитики уже указывали, что на других отечественных платформах можно найти и ролики запрещённого ИГИЛ**, с русскими субтитрами, и релизы террористов. Там же сидят группы украинских нацистских батальонов, собирают деньги на FPV-дроны, публикуют "приветы оркам" с реквизитами и скриншотами переводов.
Модерация? К ней большие вопросы. Либо подобный контент на наших платформах не считают проблемой? Работают двойные стандарты?
Для сравнения (и не более того), Telegram только за 15-16 февраля заблокировал более 400 тысяч каналов и групп, нарушающих правила. Основатель мессенджера Павел Дуров опроверг заявления Шадаева о взломе шифрования, назвав это "преднамеренной выдумкой" для оправдания запретов и принуждения граждан к использованию других платформ.
Илья Зубакин рассказывает, что в IT-сфере уже поступает много запросов от корпоративных клиентов: сделайте для компании свой мессенджер:
Вместо регулирования мы получим полностью децентрализованные коммуникации, которые государство не сможет вообще никак ни проверить, ни контролировать. Люди говорят: мы хотим пользоваться чем-то своим, чтобы быть независимыми ни от каких-то решений Госдумы, Роскомнадзора, ни от чего такого.
"Телеграм рассекречивает"
Надо понимать, что Telegram – достаточно большой сегмент социальных сетей. Более того, в нашей стране пророссийские каналы в нём весьма популярны. И торможение, и последующая блокировка платформы с этим контентом воспринимается в том числе и ударом по патриотическому сообществу.
Эта платформа стала средством продвижения нашего нарратива, прогосударственной повестки и прочего. Что происходит сейчас? Мы уничтожаем фактически всё, что наработано годами в ТГ,
– убеждён IT-аналитик Эльдар Муртазин.
Звучат обоснованные вопросы: почему так, что мы делаем и зачем? Собеседник "Первого русского" полагает, что есть "несогласованность разных ветвей власти":
В первую очередь исполнительной, когда нет какой-либо информационной политики в государстве, которая говорила бы, а что мы делаем и почему. И это крайне грустно, потому что возможность принимать решение о таких блокировках на уровне ниже президентского говорит о том, что у нас есть большие проблемы.
Блокировка Telegram – саботаж или приказ, который нельзя оспорить? Пять версий – одна из них точно правильная
Коллаж Царьграда
С другой стороны, нужно понимать, что работа мессенджера в зоне СВО привлекает внимание противника. Бойцы расплачиваются за это собственной кровью. Военкор Александр Сладков чётко предупреждает:
"Телеграм" рассекречивают. Случаи гибели больших групп старших офицеров, во главе с замом главкома ВМФ, это всё тоже к теме использования ТГ на передовой. Одновременная гибель более сотни наших солдат, сержантов и офицеров в Макеевке, после точного удара ВСУ (кошмарный момент под новый 2023-й год). Били по скоплению гаджетов в одном массивном здании – это тоже "Телеграм" и вотсап***.
Отсюда столь сильное удивление военкора (и не только его) тем, что мы до сих пор не создали отдельный военный мессенджер для внутрисетевого управления и общения на СВО, коль это удобно.
Нас снова щёлкнут по носу, как с "Паутиной"? План уничтожения России готов: Схемы переданы Китаю
Что с того?
Пока что запрет мессенджера в текущих условиях считается экспертным сообществом преждевременной и чувствительной мерой. Однако и руководитель Минцифры Шадаев противоречит сам себе. С одной стороны, он предлагает открытие Telegram без блокировок в районе проведения специальной военной операции. С другой стороны, утверждает, что все сообщения читают иностранные разведки. Получается, что и пусть читают, если в зоне СВО ограничения для мессенджера отменят? Две противоположные точки зрения умещаются в одной министерской голове.
Глава РОД-3, профессор, доктор политических наук Игорь Скурлатов считает, что действия министра можно назвать "диверсией" и проявлением несоответствия занимаемой должности.
Вред нанесён колоссальный. Это касается не только свободы слова, но и расшатывания ситуации в обществе в условиях войны, что недопустимо. Шадаев и его покровители внесли раскол в гражданское общество, ожесточили людей. И этот раскол может перейти в пропасть между федеральной властью и народом,
– предупреждает собеседник Царьграда.
"Телеграм" стал заложником лживых докладов Верховному? Кто на самом деле запрещает мессенджер
Теперь главный вопрос: место ли человеку с таким послужным списком на посту министра цифрового развития? Человеку, который начинал у Ходорковского*, дружил с Пономарёвым*, теперь пытается доказать, что заботится о фронте? Сначала Маск отключил Starlink, теперь наши чиновники добивают Telegram – один из немногих каналов быстрой связи для наших бойцов.
Скурлатов уверен, что такие министры, как Шадаев, "не могут оставаться в правительстве и выполнять далее свои обязанности".
Итог печальный: гражданское общество еле-еле добилось хоть каких-то внятных объяснений от министра. Но верить ли им, когда их автор сам работал на либералов-западников, а теперь учит нас защищать Родину от цифровых угроз? Вопрос риторический.
* Илья Пономарёв, Михаил Ходорковский – включены Минюстом России в реестр иностранных агентов; внесены Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов.
** ИГИЛ – организация, запрещенная в России.
*** WatsApp принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в России.