День зависимости США
4 июля в США приняли Декларацию независимости. О том, насколько актуально слово "свобода" в нынешней Америке, в материале Царьграда
История праздника
Принято считать, что 4 июля 1776 года была принята Декларация независимости Соединённых Штатов Америки - все собрались, президент Второго Континентального конгресса Джон Хэнкок и секретарь Континентального Конгресса Чарльз Томсон договорились подписать документ, и 13 колоний дружно освободились от британского гнета.
Это верно только отчасти. Во-первых, этому дню предшествовали годы обсуждений и месяцы споров. Не все делегаты были готовы на столь радикальный шаг. Первый созыв Второго конгресса состоялся еще в мае 1775 года, на котором обсуждались вопросы координации военных действий на территории колоний. За тотальное отделение от королевства последовательно ратовали только Бенджамин Франклин, Джон Адамс, Джордж Мэдисон и Томас Джефферсон.
Во-вторых, как отмечают историки, на самом деле сама Декларация не была подписана 4 июля – хотя бы потому, что подписи собирались долго, плюс еще около двух месяцев документ редактировали.
Кроме того, свою государственность Соединенные Штаты получили вовсе не в этот день, а только в марте 1781-го года (речь идет о принятии Статей конфедерации, если учитывать и Мэриленд). Тогда же ввели должность президента.
Самое интересное – статус Декларации. Хотя 4 июля традиционно американцы собираются вместе, пьют пиво и колу и зачитывают свой документ по памяти, юридически он не входит в законодательство страны.
Многие считают, что если уж праздновать, то 2 июля – по крайней мере, остались точные записи делегатов, которые пришли к решению отделиться от Британии. Важно, что в этот день приняли Резолюцию независимости 12 колоний (тогда Делавер входил в состав Пенсильвании). Но почему-то решили в итоге оставить праздником 4-е число, когда Конгресс наконец-то одобрил Декларацию.
Фото: Bao Dandan/Zuma/TASS
День зависимости
Празднуют американцы этот день на широкую ногу – с непременными парадами, фейерверками и обильной пищей, а также спортивными мероприятиями и реконструкторской активностью. Жители поют "Знамя, усыпанное звездами", "Боже, храни Америку", "Америка прекрасная" и другие близкие их сердцам песни.
Но становится немного грустно, когда мы примеряем слово "независимость", обсуждая Америку. Во-первых, став независимой, США сами лишили свободы многие и многие суверенные государства.
Согласно Декларации, любой народ может оказаться в ситуации, когда "вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца". Но если мы вспомним, с каким энтузиазмом бомбили Ливию, шансов на "законы Творца" малым странам не оставляют.
Во-вторых, буквально за пару столетий Америка умудрилась сформировать концепцию "исключительной нации" и однополярного мира. Это тот неловкий момент, когда право на "жизнь, свободу и стремление к счастью" можно заслужить, растоптав конкурентов.
И, в-третьих, получила ли сама Америка ту самую заветную триаду? Сама Америка сегодня не свободна. Можно быть одновременно тираном, и носить тяжелую (пусть и золотую, как у Джея Зи) цепь на шее.
Вспомните, что ФРС США имеет задолженность порядка 20 триллионов долларов.
Что Америка зависима от нефтяных колебаний и договоренностей со странами ОПЕК. В этом же вопросе Вашингтон научился находить общий язык с Саудовской Аравией.
Что США зависят от Китая (хотя очень не любят это признавать). Американский потребительский рынок уже не доминирует в мире – и в этом смысле Пекин жесточайший конкурент. Кроме того, у обеих стран взаимная финансовая зависимость заемщика-кредитора.
Что Израиль американцам нужен как воздух – накануне было подписано соглашение о военной помощи, и в обмен на деньги США ждут от Тель-Авива форпоста для продвижения интересов на Ближнем Востоке.
Что подчиненный Европейский союз настолько раздираем внутренним кризисом, что эта цветастая ткань скоро пойдет по швам. Да так, что контролировать санкционную политику и размещение собственных баз в Европе станет проблематично.
Соединенным Штатам нужно много союзников и сателлитов.
И самое интересное – США нуждаются в России. Именно как в идеологическом сопернике, на которого в случае неудач можно переложить ответственность – на Владимира Путина, на консерваторов, на русских хакеров и т.д.
Разве 4 июля 2017 года еще можно говорить о независимости государства, которое само же и запустило шестеренки глобализации и взаимной зависимости?