Декларации о доходах чиновников отменяют: Бери сколько влезет? "Инсайдеры" огорошили – "За вами уже выезжают"
Государство меняет правила по контролю над доходами и имуществом власть имущих. Бумажные чиновничье-депутатские декларации о доходах отменяются, на их место выходит машина, которая будет видеть каждое движение денег. Говорят – это ради порядка и что так будет лучше. Но когда прозрачность становится односторонней, слово "порядок" тоже меняет смысл. Чья вообще это игра, кто в ней пешки, кто ферзи и кого принесут в жертву успеху?
В последнее время народ только и успевает, что охать и скрипеть зубами от возмущения, наблюдая за новостями о том, сколько денег и имущества изъяли у того или иного чиновника/судьи/силовика "в доход государства". Миллиарды!
Пока, значит, Россия ведёт изнурительную войну со всем "коллективным Западом", который пытается задушить нас своими санкциями со всех сторон, "эти", как ни в чём не бывало, набивают себе карманы, скупают земли, какие-то "свечные заводики", роскошествуют в своих особняках и катаются на люксовых иномарках. И конечно, распределяют своё "нажитое непосильным трудом" добро по родственникам и номиналам.
Миллиарды для "папиной дочки": Грязные мантии вскрыли тайную власть в России, которой можно всё. Судить запрещено законом
Откуда у них всё это? Как можно было "заработать", находясь на госслужбе, столько денег, что вагона мало будет? И главное – как эти коррупционные ухищрения они умудрились скрыть от "всевидящего ока" контрольно-надзорно-ревизионных служб?
И тут как-то само собой вспоминается, что в 2022-м, когда уже шла спецоперация, чиновникам (ну и всем прочим, кто обязан был делать это по закону "О противодействии коррупции": правоохранителям, судьям, депутатам, сенаторам, руководителям ЦБ, ФСС, ФОМС, госкомпаний) разрешили декларации о доходах не публиковать.
Откуда у них всё это? Как можно было "заработать", находясь на госслужбе, столько денег, что вагона мало будет? Фото: Pressmaster/shutterstock.com
Причина тому – стремление обезопасить эти категории граждан от воздействия вражеской разведки: провокаций ЦИПСО, давления, попыток вербовать и вычислять места жительства и так далее. Впрочем, стоит тут оговориться: диверсанты смогли устроить несколько терактов в отношении высокопоставленных военнослужащих, несмотря на то что уж их-то данные точно были тайной за семью печатями.
Так вот – многие (почитайте и мнения экспертов, и комментарии блогеров и простых людей в соцсетях) связывают буйный расцвет коррупционных "приобретений" именно с тем, что власть имущие, лишившись общественного надзора, просто потеряли всякий стыд.
Ведь как было прежде? Страна ждала весны и потирала руки, ожидая, пока те выложат на публичное обозрение свои богатства. Тоже злились, как иначе, тоже порой костерили на чём свет стоит тех, кто не хочет, скажем, пенсии и зарплаты бюджетникам поднять, рассуждая, что денег, мол, в казне на это нет, а сам – как сыр в масле катается. Но даже такие – всё равно побаивались.
А декларации убрали – и вот, нате, получите, как говорится.
Сейчас же появился ещё один повод для брожения умов.
Страна ждала весны и потирала руки, ожидая, пока чиновники выложат на публичное обозрение свои богатства. Фото: CatwalkPhotos / Shutterstock
Доходами чиновников займётся "Посейдон"
В Госдуму внесли пакет законопроектов, который меняет принцип антикоррупционного контроля. Авторы предлагают убрать обязанность чиновников и депутатов каждый год подавать декларации о доходах и имуществе и перейти к режиму точечного постоянного контроля через государственную информационную систему "Посейдон".
Отчитываться письменно придётся только в трёх случаях: при поступлении на госслужбу или назначении на должность, при переводе в другой орган власти, а также при крупных покупках, которые превышают суммарный доход семьи за три года.
Логика простая. Бумажные декларации устарели: раз в год чиновник сам что-то заполнял, потом это вручную проверяли, шли месяцы, информация к моменту анализа уже устаревала. Вместо этого теперь предлагается держать финансовую жизнь государственных мужей под непрерывным цифровым наблюдением. Любая крупная покупка, новая должность, переход между ведомствами – повод для автоматической проверки соответствия доходов расходам.
Случилось то, к чему так долго призывали?
Система дала сбой: Арест главы АСВ обнажил коррупцию в госкорпорациях. Набиуллина в курсе?
Ключевой технический элемент этой схемы – уже действующая ГИС "Посейдон". Система введена указом президента в 2022 году для анализа соблюдения антикоррупционных ограничений. Она подключена к базам ФНС, Росфинмониторинга, Росреестра, Росимущества, Росавиации, ГИБДД, Банка России и государственных внебюджетных фондов. По задумке, система автоматически собирает данные о доходах, собственности, сделках, счетах и обязательствах, сводит эти сведения и находит расхождения.
Координатором "Посейдона" назначена администрация президента – именно она определяет, кто и как пользуется системой и по каким правилам. Оператором является ФСО, Минтруд выполняет вспомогательную роль.
Речь идёт о создании системы постоянного и непрерывного контроля за расходами чиновников. Более того, по факту актуальных деклараций станет в разы больше. Решил приобрести имущество на сумму, превышающую общий трёхлетний доход чиновника, супруги и несовершеннолетних детей, – подай декларацию и объясни, откуда деньги. ...При этом соврать не получится. То, что предлагается депутатами, приведёт к тотальному антикоррупционному контролю за чиновниками с моментальным выявлением коррупционных рисков,
– полагает военкор Александр Сладков.
Политолог Алексей Ярошенко согласен, что публикация доходов устарела и морально, и политически:
За годы эту практику научились обходить: скрывать данные, подавать их так, что в декларациях спокойно появлялись миллиардные суммы – и ничего не следовало. Такой контроль не давал эффекта. Поэтому точка внимания смещается на расходы. Декларацию будут требовать при поступлении на службу, переходе между ведомствами и при любой покупке, превышающей трёхлетний семейный доход. Это и есть ключевой элемент: проверять не то, что человек заработал на бумаге, а то, на что он тратит.
Всё, эта вольница кончилась? Коллаж Царьграда
Прозрачность внутрь, туман наружу: Куда исчезает общественный контроль
В то же время встаёт вопрос, что таким образом убирается один из важнейших сдерживающих факторов – прозрачность в виде общественного контроля. Получается, один условный чиновник проверяет другого – ведь данные-то будут поступать из "Посейдона" к конкретным людям, которые, собственно, и будут выносить "предварительный вердикт", то есть сообщать о "нетрудовых доходах" наверх. И где гарантия, что он, этот "принимающий", окажется кристально честным?
Сдача бумажной декларации дисциплинирует чиновника и мотивирует его на честность. Если резко отменить это, контроль над доходами чиновников значительно ослабнет. Цифровизация отчётности должна осуществляться постепенно, с внедрением цифровых технологий, позволяющих автоматизировать процесс сбора и обработки данных. Полный отказ от традиционных форм отчетности может привести к снижению прозрачности и затруднить проверку подлинности сведений. А если будет взлом цифровых систем? Регулярная подача деклараций укрепляет доверие граждан к институтам государства. А отказ может вызвать сомнения относительно честности и законности действий чиновников,
– указывает политолог Вадим Попов.
Другие эксперты и вовсе полагают, что чиновникам "дали вольную" – мол, кто теперь узнает, что там у него в закромах?
Империя становится на цифровую волну: управление без террора и пауз
Есть и ещё один нюанс, интересный с точки зрения истории.
Цифровая система создаёт одностороннюю конструкцию прозрачности: общество не получает информации о том, как меняется имущество чиновников, но центр получает об этом полный массив сведений. И – действует дальше уже в силу своих усмотрений. Где-то такое уже было, нет?
И принимать решение, что считать нарушением, а что – допустимым отклонением, будут, вновь обращаем на это внимание, люди. Обычные люди, но наделённые очень-очень большими полномочиями. И если прежде общественное негодование, вызванное какими-то "странными" сверхдоходами того или иного деятеля, к которому по каким-то причинам, однако, не возникло соответствующих вопросов, могло всё же вызвать проверку из Москвы, то теперь – нет.
Рано радовались: Забрали особняки у арестованных коррупционеров, чтобы отдать таким же? Ответы на неудобные вопросы поражают
Естественно, либералы и иноагенты – повод-то есть! – разгоняют волну о грядущих новых репрессиях, возврате к порядкам 1937-го и "чёрных воронках" у подъездов. "Инсайдеры" им сообщают, что всё – меч занесён, осталось только завершить формальности. Всё, ребята, дождались – "за вами уже выезжают".
И перед властью сейчас явно встаёт дилемма – либо просто не замечать этого и гнуть свою линию, поскольку там, "наверху", видят другие горизонты, которые недоступны "простым смертным", либо – прислушаться к обществу (не к вражеским ресурсам, разумеется, а к здравомыслящим аналитикам), сделать выводы и внести корректировки.
Что с того?
Последний вопрос – вовсе не праздный. Вот эти самые громкие коррупционные скандалы, которые происходят в последнее время, вызывают в народе ровно две реакции.
Первая – раздражение по поводу того, что и в нынешние непростые времена есть те, кто, забыв обо всех условностях и приличиях, гребёт под себя всё, что только можно (вернее, нельзя, но если очень хочется...).
Вторая – надежду, что масштабные чистки, которые как-то незаметно стали нашей внутренней спецоперацией, приведут-таки к очищению Системы управления.
Вместе с тем очевидно, что общество хочет быть не просто сторонним наблюдателем, а участником жизни государства, способным влиять на происходящие события.
И об этом следует очень хорошо подумать – тем, кто принимает финальные решения.