Чёрная месса релокантов оплачена из бюджета: Методичку для врагов показывают в кинотеатрах
Новый фильм "Мастер и Маргарита" Локшина – это очевидная диверсия, осуществлённая за счёт госбюджета России. Так считает философ Егор Холмогоров. Публикуем его мнение.
Роману Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" страшно не повезло. Ядовитый антисоветский роман о душной атмосфере сталинской Москвы начала 1930-х, о невозможности диалога людей духа, символизируемых Иешуа, и имперской власти в лице Пилата – о том, что воздающее зло в лице Воланда кажется единственным выходом (Воланд, это, конечно, не столько лукавый дух, сколько воплощение идеи и стиля Запада), – эта книга попала в совершенно ложный контекст "оттепели", когда впервые была опубликована и превратилась в Евангелие советской интеллигенции.
С ног на голову
Шариковы тогда воображали себя Преображенскими, Берлиозы лезли в Мастера и в романе убеждённого белогвардейца, лютого врага украинской петлюровщины Булгакова эта тусовка увидела оправдание своей русофобии, лишь слегка прикрытой антисоветчиной, и скрытого сатанизма. Воланд для советской интеллигенции, плавно перетёкшей в иноагенцию, стал главным объектом поклонения. Чтобы сойти за "своего", обязательно нужно было воткнуть несколько фразочек из его репертуара.
Эта путаница будет продолжаться очень долго,
– как говорил булгаковский Иешуа. К сформировавшемуся в годы "оттепели" образу лже-Булгакова прибавляются всё новые и новые черты в виде театральных постановок, экранизаций, книг-толкований.
К сформировавшемуся в годы "оттепели" образу лже-Булгакова прибавляются всё новые и новые черты в виде театральных постановок, экранизаций, книг-толкований. Фото: Photoagency Interpress/Globallookpres
И вот ещё одна, сделанная "модно, стильно, современно" и с увесистой оппозиционной фигой в кармане, – фильм Михаила Локшина, вышедший на широкие экраны.
Выход ленты сопровождался громким скандалом. Привезённый в СССР мальчиком родителями-коммунистами, самыми знаменитыми релокантами "оттуда сюда" советской поры, Локшин релоцировался назад в США и оттуда разразился откровениями, что донатил на поддержку ВСУ, желает Украине победы, а России "поражения имперских националистических идей". Получилось, что из российского бюджета косвенно профинансировали вражескую пропаганду.
Михаил Локшин релоцировался назад в США и оттуда разразился откровениями, что донатил на поддержку ВСУ, желает Украине победы, а России "поражения имперских националистических идей". Фото: Сергей Киселев/АГН "Москва"
Освобождение от совести
Но дело не только в политических взглядах режиссёра, но и в самом "художественном послании" его ленты. Локшин, безусловно, мастеровитый киноремесленник. Его фильм представляет собой ворох натасканных киноцитат – из классического "Метрополиса" Фрица Ланга, из недавнего нашумевшего немецкого сериала "Вавилон-Берлин". Действие происходит в вымышленной Москве, где реализованы проекты сталинских строек. Действие нарочито запутанно: что-то происходит с героями на самом деле, что-то им грезится, что-то происходит только в романе, который сочиняет Мастер.
Авторы фильма тщательно занимаются фан-сервисом для своей целевой аудитории – экзальтированных дам, которые воображают себя ведьмами, и оппозиционеров-фрондеров, которым смешно, когда в кадре по всей столице непрерывно "перекладывают плитку".
Любопытно, что российский фильм "Мастер и Маргарита" строго следует западному коду политкорректности. Немножко чернокожих актёров (по квоте), поющих джаз. Немножко лёгонького трансгендера – в сцене в варьете в дамское платье переодевают и мужчину. Немножко абортной пропаганды – именно так читается сцена с освобождением детоубийцы Фриды от мучащего её платка. То есть освобождение от совести.
Действие происходит в вымышленной Москве, где реализованы проекты сталинских строек. Действие нарочито запутанно: что-то происходит с героями на самом деле, что-то им грезится, что-то происходит только в романе, который сочиняет Мастер. Скриншот рекламного постера "Мастер и Маргарита" youtube-канала Mars media
По международным стандартам
Следование запретам тоже подогнано под международные стандарты. Локшин побоялся отправить своего Лиходеева в настоящую Ялту, поскольку пересечение "границы Украины" возможно только с разрешения Украины. Зато над крымской идеей откровенно издевается при помощи сочинённых им самим отвратительных виршей якобы Ивана Бездомного:
Зачем нам рай, мы поедем в крымский край.
Мол, показали фигу в кармане крымнашистам.
Отношение к тексту романа Булгакова в этой как бы экранизации откровенно неуважительное. Если сокращения тех или иных сцен абсолютно неизбежны, то зачем урезать полный текст знаменитых фраз и говорить, к примеру, "Сами всё предложат и всё дадут" просто "Сами всё предложат" – непонятно. Наверное, чтобы никто не решил, что это ирония над Фондом кино, давшим огромные деньги на чуждый агитпроп. Таких "обрезаний" культовых цитат в фильме великое множество.
Такая работа ножницами шла потому, что в фильме множество досочинённых сцен и откровенной отсебятины, искажающей текст Булгакова в угоду восприятию его оппозиционной интеллигенцией. Назвать этот фильм "экранизацией" романа Булгакова невозможно.
В фильме множество досочинённых сцен и откровенной отсебятины, искажающей текст Булгакова в угоду восприятию его оппозиционной интеллигенцией. Скриншот рекламного трейлера "Мастер и Маргарита" youtube-канала Mars mediа
Нож в спину Булгакову
По сути, перед нами произведение в жанре мэшап, когда в текст подлинного классического произведения вписываются безумные и абсурдные фантастические темы и ходы, как, например, в фильме "Гордость и предубеждение и зомби".
Фильм Локшина – это такой использующий роман Булгакова мэшап во славу революционного терроризма.
Чего стоит, например, такой диалог между как бы Мастером и как бы Маргаритой, намеревающейся бить окна критику Латунскому:
На критиков и палачей обижаться нельзя". – "А что с ними делать? Написать смешную сценку? У вас свои методы, у меня свои.
Никакой даже близкой фразы в романе нет и быть не могло, её досочинил Локшин, чтобы внести в фильм свою любимую тему: революционный терроризм и бомбизм.
В принципе странно было бы ожидать чего-то иного от автора фильма – гимна революционному терроризму "Серебряные коньки". Локшин просто решил внести ту же проблематику в экранизацию совершенно чуждого ей Булгакова – белогвардейца, имперца, русского патриота, убеждённого идейного врага украинского сепаратизма.
Фильм Локшина – это такой использующий роман Булгакова мэшап во славу революционного терроризма. Скриншот рекламного трейлера "Мастер и Маргарита" youtube-канала Mars mediа
Агент Кремля наказан
Воспользовавшись булгаковским мотивом воздаяния злом за зло, Локшин соорудил полноценную апологию террора против "кремлёвских пропагандистов" в духе Дарьи Треповой, которая, конечно, свято уверена в том, что "воздала злом за зло пропагандисту, разжигающему войну".
Начинается фильм с переставленной из финала сцены разгрома невидимой Маргаритой квартиры критика Латунского, дальше в середине Маргарита подводит под этот разгром идеологическую базу, которой у Булгакова, конечно, нет и быть не может. В стык с этим обоснованием ставится сцена с приказом Пилата убить Иуду: зрителю ненавязчиво внушается мысль, что расправиться с лояльными к власти литераторами – это всё равно что убить христопродавца. Сцена в варьете представляет собой жуткую пародию на теракт "Норд-Ост": стрельба из автоматического оружия со сцены, перерезание горла конферансье с помощью характерного для ближневосточных террористов жеста.
Сцена в варьете представляет собой жуткую пародию на теракт "Норд-Ост": перерезание горла конферансье с помощью характерного для ближневосточных террористов жеста. Скриншот рекламного трейлера "Мастер и Маргарита" youtube-канала Mars mediа
Бал у Сатаны с кровавым жертвоприношением убитого барона Майгеля предваряется отсутствующим у Булгакова развёртыванием этого персонажа, который из мелкого шпика превращён в "агента Кремля", уговаривающего писателей работать с властью. Наконец, стычка Бегемота с чекистами превращается в грандиозный взрыв, уничтожающий всю фантастическую Москву. Сатана и его прислужники торжествующе смотрят на пожар Третьего Рима с Воробьёвых гор под рефрен:
Тьма накрыла ненавидимый прокуратором город.
Заказчик нашёлся
Сцены булгаковского романа переставлены и акцентированы так, чтобы создать полноценную пропаганду насилия против всех, кто не нравится иноагентам.
Локшин написал сценарий и провёл съёмки до начала СВО. Но остаётся только поражаться, как озвученные им фантазии ненавидящей власть и её "пропагандистов" либеральной и оппозиционной интеллигенции совпали с реальной практикой украинских террористов – с убийством Дарьи Дугиной и Максима Фомина, с покушением на Захара Прилепина, с подготовкой покушения на Маргариту Симоньян и Владимира Соловьёва, с поджогами квартир журналистов и угрозами их семьям, со взрывами, пожарами, диверсиями, идеологически обоснованными тем, что "рашизм" – зло, против которого нужны "методы" локшинской лже-Маргариты.
Остаётся только поражаться, как озвученные фантазии в фильме совпали с реальной практикой украинских террористов: с убийствами, с покушениями, пожарами, диверсиями, идеологически обоснованными тем, что "рашизм" – зло, против которого нужны "методы" локшинской лже-Маргариты. Скриншот рекламного трейлера "Мастер и Маргарита" youtube-канала Mars mediа
Некоторые сцены фильма в свете позднейших событий приобретают совсем уж зловещее звучание – например, сцена у Кремля в которой Азазелло, которому зачем-то придан облик "щирого казака" и едва ли не шаровары, пододвигает к Маргарите коробочку со словами:
Вот, возьмите, вам это пригодится.
Одна девочка взяла такую коробочку и уехала шить варежки на 27 лет. Такое совпадение фантазий иноагенции, экранизированных Локшиным, и практикой украинского терроризма, конечно, не случайно – у них общий заказчик, общий режиссёр и общий иностранный консультант.
Самая главная ложь
Воланд, кстати, лишился в этой псевдоэкранизации всякой величественнности булгаковского прототипа. Это не Лукавый и не Мефистофель – это энергичный юркий резидент иностранной разведки, без устали болтающий по-немецки. Он не вершит расправу зла над злом, а улаживает делишки.
И здесь становится очевидной вторая великая ложь локшинской фальсификации романа Булгакова. Безусловно, "Мастер и Маргарита" – книга, очень далёкая от православия и ортодоксальности. Сын священника, Михаил Булгаков впал в ересь гностицизма и в её духе перетолковал Евангелие, соорудив две почти равновеликие силы, одна из которых правит Светом, а другая Тьмою, но обе устремлены к конечному благу. Видеть в "Мастере и Маргарите" христианский роман, как это пытался делать бывший протодьякон Кураев (иноагент), нелепо. Это симптом духовного извращения, и мы знаем, куда это его привело. Кстати, туда же, куда и Локшина, – к поддержке неонацистов и русофобов Украины и ВСУ.
Однако Локшин пошёл гораздо дальше Булгакова. Никакого Света у него просто нет, остается только Тьма. Иешуа – нелепый проходной персонаж пьесы про Пилата, улыбчиво-придурковатый нетвойнист. К концу фильма о нём просто забывают. Если Булгаковский Иешуа судит Мастера и его роман и выносит о нём приговор: "Он не заслужил Свет. Он заслужил покой" – то в финале локшинского фильма безраздельно правит Воланд с его сатанинским балом, кровавыми жертвоприношениями и перевёрнутыми пентаграммами (фильм в результате превращается в битву двух пентаграмм – коммунистических красных и перевёрнутых сатанистских).
У нас в обществе и так переизбыток "ведьм", которые равняются на Маргариту, персонажей "Гарри Поттера" и всевозможных ужастиков. Дамы наносят боевую раскраску, тычут в оккультные алтари некие "ритуальные ножи" и создают ведьмовские "ковены". Популярный культ ведьмовства идет рука об руку с радикальным феминизмом и пропагандой детоубийства. С такой пропагандистской поддержкой их будет ещё больше.
По сути, на наших широких экранах идёт пропаганда сатанизма и терроризма, и её жертвой уже стали более миллиона зрителей. Как это соотносится с патриотизмом, с традиционными ценностями, отстаиваемыми государством? Как вообще такой фильм мог появиться в кинотеатрах?
По сути, на наших широких экранах идёт пропаганда сатанизма и терроризма, и её жертвой уже стали более миллиона зрителей. Скриншот рекламного трейлера "Мастер и Маргарита" youtube-канала Mars mediа
Секрет довольно банален. Ожесточённо и фанатично спасали государственные деньги, которые уже были вложены фильм к тому моменту, когда началась СВО и режиссёр "релоцировался". Чтобы отбить хотя бы часть бюджета, фильм доделали и вывалили на зрителя – мол, из-за негодника-режиссёра не должны страдать усилия стольких делавших фильм людей.
Об идеологии, о смыслах фильма никто не подумал. И никто не подсчитал, какой ущерб понесёт бюджет, если насмотревшись этого кино, одни девушки пойдут в террористки и начнут убивать, как Трепова, а другие заделаются в ведьмы и начнут резать змей и убивать детей во чреве. Баланс убытков явно будет не в нашу пользу.
По счастью, фильм "Мастер и Маргарита" не вызвал такого громкого скандала, как слепленная в своё время антимонархическая поделка "Матильда" (кстати, благополучно провалившаяся в прокате). Финансовые показатели локшинского сатанистско-террористического мэшапа тоже впечатляющими не будут.
Но крайне неприятно сознавать, что возрождение нашего кино, в котором есть немало уже ярких патриотических шедевров, таких как прогремевший в эти новогодние праздники "Холоп-2", перебивается демонстрацией пропаганды террористического сатанизма, сварганенной спонсором ВСУ.
Было бы крайне желательно, чтобы наше кинопроизводство на всех его стадиях поумнело и подобный сатанизм для революционной интеллигенции отсеивался бы уже на стадии питчинга, если не раньше.