Чиновники забыли: Многодетные семьи теряют миллионы
Шестьсот многодетных семей из поселка Кириллинский Самарской области узнали, что там, где они строились, жить нельзя. Их дома оказались в приаэродромной подзоне, и мечты о спокойной жизни полетели в тартарары.
Посёлок Кириллинский находится в часе езды от Самары. Полутысяче многодетных семей здесь выдали участки, чтобы они не отказывали себе в жилой площади и наслаждались дивной природой и мерным течением близлежащих рек. Это место сулило уют, но стало проклятым. В феврале 2021 года жители посёлка узнали, что строить на выделенных им земельных участках нельзя, а уже возведённые дома никто не зарегистрирует.
Редакция Царьграда связалась с местными жителями и уточнила, что же произошло.
"Не согласуют ни при каких обстоятельствах"
Участки в Кириллинском начали выдавать в конце 2019 года.
Мы очень обрадовались, когда это произошло, потому что раньше участки давали на совершенно заброшенных землях. И это было единственное место за несколько лет с более или менее развитой инфраструктурой и очень хорошей природой – река, сосновый бор рядом, лес. Мы все, кто в очереди стоял, стали выбирать Кириллинский,
– рассказывает Марина Бочкарёва.
Вплоть до декабря 2020 года администрацией Красноярского района, где находится посёлок, выдавалась выписка о праве собственности, в которой было указано, что никаких обременений нет. Но в феврале 2021 года тяжело на душе было у всех, кто думал здесь строиться.
Случайно узнаём от соседей, что они подали документы на строительство и им отказали. Стали уточнять и выяснили – мы в седьмой подзоне. Никто нас официально не уведомлял! И до сих пор администрация не может пояснить, как это вышло. Закон ещё в 2017-м приняли, а землю продолжали раздавать,
– продолжает Марина.
Таинственная седьмая подзона, о которой она говорит, входит в территорию самарского аэропорта Курумоч. Здесь по документам категорически нельзя строить жилые дома. Огородам и садам тоже не место. Но то, что тут и превышение уровня шума, и загрязняющих веществ полно, выяснилось сейчас, а до этого пренеприятнейшего известия семья Бочкарёвых зарыла в землю 100 тысяч рублей. Провели свет, поставили несколько хозпостроек и летний домик. Соседи "попали" на более крупные суммы.
Мама троих детей Марина Ещенко сетует, что они потратились ещё значительнее. Около миллиона рублей стоило строительство небольшого дома и забора вокруг него.
Самое обидное, что мы в июле 2020 года подавали уведомление о начале строительства – и нам его одобрили в администрации. Никто и ни о чём нас не предупредил, абсолютно! Когда услышали о проблеме, позвонили в Росавиацию. Там ответили, что участки в седьмой подзоне и стройку не согласуют ни при каких обстоятельствах. Все вопросы – к администрации Красноярского района,
– рассказывает Ещенко.
Страдают все!
Чиновники ничего путного сказать не могут. В архитектурном отделе местной администрации ответили, что ситуация на контроле у губернатора и надо подождать несколько месяцев. И заметили, что не виноватые они: участки формировали в 2019 году, а Росавиация ввела зону в 2020-м.
Пострадали не только многодетные семьи, но и семьи, купившие участки под строительство домов, в том числе и девелоперские компании. Как платить компенсацию за начатые строительные работы или готовые дома, ставшие незаконными, – никто не может ответить. Если следовать букве закона, всё, возведённое после 1 июля 2017 года в седьмой подзоне, нужно пустить под ковш бульдозера.
Глава Красноярского района Михаил Белоусов, после того как информация о произошедшем вышла на федеральный уровень, не искал общения с пострадавшими, но нашёл виноватого. Он обвинил депутата Самарской губернской думы Алексея Лескина в нагнетании ситуации.
Депутат Лескин торопится вешать ярлыки и вменять халатность! Данная ситуация к деятельности администрации района никакого отношения не имеет! И уверен, в ближайшее время будет разрешена в пользу всех заинтересованных лиц!
– не уставал восклицать Белоусов.
Так, 5 марта в администрации района сообщили, что, в случае корректировки седьмой подзоны и учитывая введение в действие правил осуществления полётов на территории РФ и актуализацию СанПиНов по факторам вредного воздействия или (!) внесения изменений в закон, будет возможно строительство домов. Но когда всё пошло не так?
ПАТовая ситуация
Приказ Минтранса РФ о создании приаэродромных территорий (ПАТ) подписали 1 июля 2017 года, но до 2019 года самарский аэропорт Курумоч разработку проекта не начинал, за что и получил от транспортной прокуратуры несколько предписаний. Мало того, сотрудники прокуратуры подали в суд и 18 сентября 2019 года добились решения – или вводите в течение 90 дней ПАТ, или аэропорт должен закрыться. Получается, что в региональном правительстве о проблеме знали.
Терминал аэропорта Курумоч. Фото: Andrey Makhonin / Globallookpress
И 12 февраля 2020 года Федеральное агентство воздушного транспорта приняло проект, устанавливающий седьмую подзону приаэродромной территории. По бумагам, после 1 июля 2017 года там ничего нельзя было строить: шумно, грязно – в общем, жизни нет и не будет. Под ограничения попали больше двадцати населённых пунктов: хуторов, посёлков и сельских поселений. Жителей "мертвой зоны" об этом не уведомили.
А 29 мая того же года руководитель Росавиации подписал приказ, согласно которому была установлена приаэродромная территория МАК. В течение пяти дней уведомление о новых границах получили Росреестр и органы местного самоуправления.
Таким образом, главы администраций знали, что строить на этих территориях нельзя. Но, по словам граждан, их и после этого никто не предупредил! И разрешение на строительство администрация района выдавать продолжала, вводя людей в заблуждение.
По мнению Азата Туймасова, помощника депутата Лескина, дело в халатности.
В эту ситуацию попали и многодетные семьи, и простые граждане. Застройщики коттеджных посёлков остановили работы – их тоже не предупредили. Моё мнение – вина полностью лежит на чиновниках, в том числе и на сотрудниках администрации района,
– комментирует Туймасов.
На данный момент проверку проводят и прокуратура Самарской области, и Следственный комитет. Дошло даже до Госдумы, а пока правительство области рапортует следующее:
На уровне федерального кабмина пытаются найти компромисс между Воздушным и Градостроительным кодексами. В Самарской области региональным Минтрансом по вопросу приаэродромной территории проведены совещания с Приволжским муниципально-территориальным управлением Росавиации, Минстроем, администрациями Красноярского и Красноглинского районов. Направлено обращение в аэропорт о внесении изменений в проект приаэродромной территории, чтобы уменьшить её площадь. Аэропорт заключил договор на корректировку проекта приаэродромной территории,
– пояснили в правительстве.
Тем временем многодетные семьи из Кириллинского намерены подать коллективную жалобу в прокуратуру: они требуют проверить деятельность местной администрации.