Церковь уже не та?
В Церкви нет и не может быть идеального времени, объясняет в своей статье председатель Синодального отдела Русской Православной Церкви Владимир Легойда
Порой можно услышать: "Ну все, сегодня это уже не та Церковь, в которую я пришел десять (двадцать, тридцать и проч.) лет назад! Вот раньше…" Далее следует более или менее аргументированная попытка сказать, почему раньше было лучше. Нередко у авторов такой позиции есть свои личные причины и претензии к церковной жизни.
Но есть и одна общая ошибка, о которой нельзя не сказать. У Церкви нет идеального времени, в которое она хотела бы вернуться. Мы чаще всего считаем, что золотой век был когда-то в прошлом. И потому не верим, что сегодня может быть также правильно - слишком уж далеко мы отошли от идеала. Многим кажется, что лучший период в истории Церкви - то недолгое время, когда Господь ходил по земле и говорил с людьми, исцелял и совершал чудеса… И что чем больше мы отдаляемся от этого времени, тем хуже становится община верных… Или это эпоха раннего христианства, время подвигов мучеников и исповедников…
В таком подходе есть своя логика. Только дело здесь не во времени, а в резком увеличении числа христиан. Ведь когда-то Церковь состояла из двенадцати апостолов, потом их стало еще семьдесят, а затем за Христом пошли тысячи, десятки тысяч, миллионы… И, естественно, чем больше Церковь наполняется людьми, тем сложнее удерживать то, что на сухом языке социологии можно было бы назвать средним нравственным уровнем христианской общины.
Дело не в том, что в жизни Церкви когда-то было другое время, но в том, что сама жизнь эта созидается иной, не человеческой, логикой. Святостью Бога, а не достоинствами людей. В любое время в жизни Церкви есть и святые, и не святые, и "несвятые святые". Почему? Потому что в Церкви нет и не может быть идеального времени. Да, недостатки христиан могут влиять на авторитет Церкви. Но они не влияют на ее Истину.
Евангелие однозначно говорит нам, что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8). И не важно, насколько близки мы ко времени, когда Он ходил по земле или когда жили великие христианские подвижники. Христос одинаково близок нам. Всегда. У митрополита Сурожского Антония есть мысль о том, что любая христианская община должна быть такой, "которая могла бы сама написать Священное Писание, проповедовать его из собственного опыта, дать ему начало, родить его". Присутствие Христа в жизни человека и есть единственная и главная точка опоры в любое время и в любую эпоху.