Цензура в интернете достала не только русских: Австралия атакует "Гугл"
Австралийский парламент и правительство планируют принятие кодекса отношений между СМИ и крупными цифровыми платформами, такими как Google, Facebook и Amazon. Гиганты интернет-индустрии сопротивляются. Этот опыт может быть очень важен для России, где разворачивается противостояние свободных СМИ, в том числе "Первого русского" и транснациональных информационных монополий.
Facebook и Google придётся оплачивать размещение чужого контента на своих сервисах, а также раскрыть алгоритмы цензуры и формирования новостной ленты и информацию о сохраняемых пользовательских данных. Новые правила могут стать универсальной моделью отношений между пользователями и СМИ с одной стороны, и крупнейшими цифровыми платформами – с другой.
В парламенте Австралии рассматривается проект кодекса отношений между СМИ и крупнейшими мировыми цифровыми платформами. В апреле антимонопольная служба внесла его в палату представителей, в июне закончилось публичное обсуждение текста, а теперь он находится на экспертизе в Минфине и Министерстве информатизации.
О чём новый австралийский закон
Документ закрывает громадный пробел в регулировании отношений между доминирующими на информационном поле международными цифровыми монополистами, такими как Google, и национальными средствами массовой информации. В пояснительной записке к законопроекту приводятся аргументы к его принятию. СМИ создают контент за собственные деньги. Цифровые платформы агрегируют и размещают его у себя бесплатно и монетизируют этот процесс на рекламных просмотрах. СМИ должны получать компенсацию за использование результата их труда.
Придуманная чиновниками Австралии схема очень мягко устраняет дисбаланс в отношениях участников медиарынка: закон не содержит указаний на тарифы или коэффициенты при определении цены контента. Уже в следующем году СМИ в паритете с Google и Facebook должны будут вступить в переговоры об установлении платы. Этот процесс ограничен всего сорока днями. По истечении этого срока, если переговоры зашли в тупик, денежный спор решит специальный арбитраж.
Кроме финансовых вопросов, закон разрешает многолетнюю проблему закрытости алгоритмов формирования новостной ленты цифровых монополистов: со следующего года у Google и Facebook появится обязанность по информированию австралийского управления по коммуникациям и средствам массовой информации (аналог нашего Роскомнадзора) об алгоритмах ранжирования и включения в новостную ленту для пользователя тех или иных СМИ и других контентмейкеров.
Третий вопрос, решаемый австралийцами новым законом, – обязанность всех глобальных цифровых платформ раскрывать информацию о том, кому и когда они раскрывают персональные данные своих пользователей. Это важно знать самим пользователям и государству: продуктами Google пользуется более 2 млрд человек по всему миру. В рамках собственной корпоративной структуры головная Google Inc. владеет 79 компаниями в 30 странах мира на всех континентах. Между ними происходит обмен и хранение данных в единой для всех корпоративной сети каналов и дата-центров. Таким образом, информированность мирового монополиста больших данных о своих пользователях превосходит возможности любого государства.
Такой же закон необходим России?
Россия может взять предлагаемый австралийским парламентом в качестве модельного для себя. По данным Налоговой службы, в 2018 году выручка российской "дочки" Google превысила 59 млрд рублей, нераспределённая прибыль составила 16 миллиардов, компания являлась кредитором более чем на 10 млрд рублей. При этом расходы на зарплату персоналу не превысили 0,62 млрд. Неплохие финансовые показатели не могли состояться без участия русскоязычных пользователей Сети, искавших и просматривавших через сервисы Google контент, созданный десятками тысяч СМИ и блогеров. В правилах игры, обеспеченных принудительной силой государства, есть пробел, и цифровые монополисты пользуются этим.
Сложившаяся ситуация позволяет международным интернет-корпорациям зарабатывать монопольную сверхприбыль на чужой информации и с позиции силы диктовать тем, за счёт кого они существуют, свои условия. Мы это видим по произвольно определённым Google правилам цензуры. Частная компания имеет власть, способную формировать общественное мнение по стратегическим вопросам жизни государства вопреки экономическим и нематериальным потребностям его граждан. Google и Facebook осуществляют такую деятельность в России на основе непрозрачных алгоритмов.
Google просто так не сдастся
В интернете сложно найти обзор происходящего сейчас на законодательном поле Австралии. Это странно только на первый взгляд – ведь то, что невыгодно гигантам индустрии, пропадает из информационного поля.
Между тем Google и Facebook подают австралийский законопроект, в том числе в контекстной рекламе на YouTube, как закон об ограничении свободы в интернете. К пропаганде международная корпорация подключила самых популярных инфлюенсеров. За Google выступает PewDiePie cо 108 млн подписчиков. Facebook пугает пользователей тем, что откажется от новостного и медийного контента Австралии.
Такая же война с Google за права СМИ и пользователей идёт в Европе. В конце октября этого года в печать попал внутренний документ Google о координации действий сотрудников компании и её лоббистов по формированию системной позиции против законодателей Европейского союза. Корпорация обеспокоена усилиями евробюрократов, планирующих поставить её в жёсткие законодательные рамки там, где сейчас регулирование отсутствует. Содержание документа говорит о закулисных усилиях Google по манипулированию общественным дискурсом и влиянию на законодателей.
Напомним, пока российский законодатель привыкает к новым цифровым реалиям, "Первый русский" отстаивает права СМИ в борьбе с цензурой Google в суде.