Центр стратегических разработок умер. Некролог
Закончив свой последний масштабный проект, Стратегию развития России на 2018 - 2024 годы, свернулся калачиком и засох некогда мощный Центр стратегического развития.
Центра стратегических разработок (ЦСР) больше нет. После 19 лет существования «независимый мозговой центр», в последние годы ассоциирующийся с бывшим главой Минфина Алексеем Кудриным, теперь станет подразделением Министерства экономического развития (МЭР). Алексей Леонидович, возглавляющий ныне Счетную палату, наконец покинет совет Центра – его место займет глава МЭР Максим Орешкин. Большинство сотрудников в настоящее время увольняют, формат работы меняют, «гипс снимают, клиент уезжает».
News.ru сообщает, что ЦСР сменит формат работы и будет специализироваться на стратегических проектах для государственных и региональных властей, а также для коммерческих организаций. Непонятно, в чем состоит смена формата, поскольку примерно тем же Центр занимался все эти годы.
Глава МЭР Максим Орешкин. Фото: www.globallookpress.com
Массовка и Кудрин
В далеком 1999 году ЦСР был создан для разработки хоть какой-нибудь стратегии развития страны, потому что почти все предыдущее десятилетие прошло в анархии, лишь до некоторой степени управлявшейся из-за рубежа.
В число учредителей вошли Высшая школа экономики, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ, Институт экономического анализа.
Пронько: Кудрин послал граждан на четыре буквы "П"
Дитя у пяти нянек оказалось не слишком зорким.
У Центра довольно сложная структура – есть президент, есть председатель совета, председатель попечительского совета. Если председателю совета интересно заниматься делами, то он с легкостью отбирает часть функций у президента, если нет – остается номинальной фигурой.
Первым руководителем (президентом) организации стал 40-летний Дмитрий Мезенцев, типичный представитель группы выходцев из Ленинграда/Петербурга, которых тогда расставляли на ключевые посты. Сейчас Дмитрий Федорович – член Совета Федерации, почему-то от Сахалинской области.
В 2003 году на смену Мезенцеву, который, кстати, до сих пор работает заместителем председателя совета ЦСР, пришла из Минэкономразвития Германа Грефа, также очень тесно связанного с Центром, 40-летняя Эльвира Набиуллина.
В 2005 году ее выдернули на подготовку председательства России в G8, и ее заменил 44-летний Михаил Дмитриев, тоже бывший зам Грефа, много лет работавший в московском центре Карнеги. Он проработал на этом посту дольше всех, но в 2014 году контракт Дмитриева не был продлен – говорят, из-за протестов Мезенцева. Он остался в должности научного руководителя, вскоре на него было совершено необъяснимое нападение в подъезде, и вскоре ученый счел необходимым покинуть ЦСР.
«Не санкции страшны, а непредсказуемость»: Михаил Дмитриев объяснил летний обвал рубля
Следующим президентом Центра стал 53-летний Владимир Княгинин, профессиональный автор стратегий. В 2016 году его сменил представитель нового поколения, 38-летний бывший сотрудник Института Гайдара Павел Кадочников, а председателем совета назначили 56-летнего Алексея Кудрина.
Жизнь, как видим, несправедлива. Столько любопытных персонажей работало на благо Центра стратегических разработок, но пришел Кудрин – и автоматически стал ассоциироваться с этим фондом, затмив всех бывших и действующих руководителей. Вот она – харизма, роль личности в истории!
Главной задачей Алексея Леонидовича стала подготовка к периоду 2018 - 2024 годов – создание работающей стратегии на ближайшую шестилетку. И эта стратегия была написана.
Алексей Кудрин. Фото: www.globallookpress.com
Или хорошо, или ничего, кроме правды
В апреле 2018 года, ознакомившись с плодом двухлетней работы высокооплачиваемых экспертов, автор этих строк написал текст про «самоубийство кудринского ЦСР». Тогда этот заголовок мог показаться всего лишь благим пожеланием, но не прошло и полугода, как оно наконец воплощается в жизнь.
Михаил Хазин: Чего хочет Кудрин?
Последний выдох Алексея Кудрина как главы ЦСР получился и впрямь отнюдь не ароматным. Феерический сайт «Стратегии развития страны 2018–2024» отличался не менее феерическим содержанием. Набор либо очевидных, либо бессмысленных утверждений с орфографическими ошибками («Ключевые позиции в мировой экономики»), с иллюстрациями из западных фотобанков, с нелепыми обещаниями («Число россиян, планирующих открыть свое дело, увеличится вдвое» – ключевое слово «планирующих»). 1700 экспертов, принимавших участие в подготовке этого документа, признают, что «за последние десятилетия были разработаны стратегии, которые не привели к желаемым результатам». Они только забывают уточнить, сколько денег было освоено на этих стратегиях. Честное слово, иногда хочется включить в Уголовный кодекс статью, карающую за злостное написание стратегий по предварительному умыслу в составе организованной группы.
Эксперты и планы
План работы нам, безусловно, нужен. Всякая сколько-нибудь масштабная деятельность должна вестись по хорошо подготовленному плану. Но в том и беда, что подобные стратегии пишутся на основании каких-то странных представлений их авторов о реальности. Это прекраснодушные пожелания, суть которых сводится к «искоренить коррупцию, провести демонополизацию, защищать конкуренцию, снизить инфляцию, обеспечить доступность кредитов» – и тогда все будет очень хорошо, светлое будущее наконец наступит, отдельная квартира каждой семье, высокий уровень доходов и полный потреблямс. Известный экономист, специалист по планированию Елена Ведута внятно характеризует уровень нашего прогнозирования:
У нас есть министерство финансов – оно, как ему и полагается, составляет бюджет. Но как оно это делает? Говорят, на основе прогнозирования темпов роста ВВП, предоставленных Минэкономразвития (МЭР). Так дайте нам методику, как МЭР просчитывает темпы роста ВВП – сколько я ни просила через Думу, через председателей комитетов, я ни разу ее не видела и не получила. Встает вопрос: а существует ли она вообще, или Минфин с МЭР просто транслируют рекомендации Всемирного банка и МВФ?
И вот при таких исходных данных Россия содержит огромное количество экспертов, пишущих стратегию за стратегией. Вы знаете хоть один такой документ, который был бы действительно реализован? Вы знаете хоть одного чиновника, которого всерьез наказали бы за провал какой-нибудь «Стратегии-2012», или эксперта, которого оштрафовали бы за неверные выводы?
Российские профессиональные стратеги – это огромная, бездонная дыра под ногами нормальных экономистов и работающих чиновников. Хорошо, что с фактическим закрытием ЦСР эта дыра станет хоть немного поуже.