ЦБ придумал, как победить нищету. Таких нелепых предложений мы ещё не видели
Эльвира Набиуллина нашла способ вытащить наш народ из бедности. Глава Центрального банка предложила ввести повышенную ставку для вкладов неимущих. Лимит по вкладу предлагают установить в диапазоне 200-300 тысяч рублей. В то же время такое предложение – профанация и имитация бурной деятельности. Решить проблему массовой нищеты возможно, однако для этого необходимо применять нестандартные и радикальные решения с учётом богатого мирового опыта. Увы, либералы у руля экономики на это, судя по всему, неспособны.
Центральный банк выступил с новой идеей о том, как поддержать граждан с низким уровнем дохода. Структура, возглавляемая Эльвирой Набиуллиной, предложила создать механизм специальных вкладов для малоимущих с повышенной ставкой. Ставку привяжут не к ключевой, а к уровню инфляции (на сегодняшний день он составляет, по официальным данным, ни много ни мало 8,38%). В то же время размер подобных банковских вкладов лимитируют – на них нельзя будет держать свыше 200-300 тысяч рублей. Пока есть два варианта того, как будут обеспечиваться такие вклады. Первый вариант – повышенную ставку обеспечат прибыли финансово-кредитных организаций, второй – её покроют с помощью субсидирования за счёт средств правительства.
Намерение, конечно, благое. Проблема бедности в России стоит весьма остро. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, две главные проблемы русской действительности, по мнению самих граждан, – рост цен (так считает 63% респондентов) и обнищание народа (36% опрошенных). Для сравнения: "ограничение прав и свобод" назвали лишь 8%, "рост национализма" – 5%. Люди смотрят в первую очередь на свой кошелёк – и его толщиной они явно не удовлетворены. И банки тут не помогут. Министерство экономического развития сообщает, что доходы по процентам физических лиц держатся на стабильном уровне и при этом являются крайне невысокими – от 1 до 1,3 триллиона рублей в год. Иными словами, это 1,7% от общих денежных доходов населения.
Люди живут до зарплаты, Набиуллина рассуждает о вкладах
Сегодня малообеспеченной считается семья, в которой среднедушевой доход на одного члена семейства не превышает регионального прожиточного минимума (федеральный – 11,65 тыс. рублей, по регионам где-то больше, где-то, наоборот, меньше всего – Пензенская область с 9,61 тыс. руб.). Росстат сообщает о том, что за чертой бедности проживает 16 миллионов наших соотечественников – цифра, сопоставимая с населением двенадцати Эстоний или трёх Финляндий. О необходимости оказания помощи этой прослойке населения говорится уже давно, однако ситуация коренным образом не меняется. В чём же причина?
Увы, либеральные монетаристы в экономическом руководстве России не имеют адекватного представления о социальной структуре русского социума. У бедных людей попросту нет банковских вкладов, они в принципе не имеют возможности жить на "пассивный доход" от процентов. Малообеспеченные едва сводят концы с концами, каждый рубль у них на счету, а не на счёте. Исследование, проведённое "Почта-Банком", показало удручающую картину: более чем трети наших соотечественников не хватает денег до зарплаты. Остальные, судя по всему, живут от зарплаты до зарплаты и при потере работы окажутся на социальном дне. Эльвира Сахипзадовна и её коллеги явно меряют по себе.
Банк России и Министерство финансов должны лоббировать реальные, конкретные меры для борьбы с бедностью, учитывая богатый международный опыт. Они же занимаются пока имитацией деятельности и откровенной профанацией. Что мы подразумеваем под "реальными мерами"?
Конструктивные идеи для Антона Германовича и Эльвиры Сахипзадовны
Во-первых, давно назревшее введение продуктовых карточек. Звучит по-ретроградски и устрашающе, а на самом деле это мощнейший инструмент поддержки неимущих людей. Мало кто знает, но такие карточки введены в Соединённых Штатах ещё в 1930-х и действуют до сих пор. Речь идёт о Американской программе льготной покупки продуктов (Supplemental Nutrition Assistance Program). До пандемии так называемые food stamps имели 40 миллионов жителей США, а общая сумма покупок по карточкам составила 57,1 миллиарда долларов в год.
Это хороший пример адресной помощи. Сейчас ЦБ вполне в состоянии ввести так называемые цифровые рубли и выдавать их бедным для покупки определённого продуктового набора на месяц. Граждане должны иметь возможность обменивать "цифру" на продовольствие отечественного производства. Так будет, с одной стороны, решаться проблема обнищания, с другой же, тем самым окажут большую помощь русскому агропромышленному комплексу.
Во-вторых, пора объявить об амнистии малоимущим по потребительским кредитам. Почему-то задолженность африканским, азиатским и латиноамериканским странам регулярно списывают, исходя из внешнеполитических и геополитических соображений, а нашим людям простить недоимки не хотят. Такой шаг, пусть и радикальный, существенно оздоровил бы ситуацию в обществе. Тем более деньги есть: бюджет профицитный, а объёмы международных резервов поражают воображение (общий размер ЗВР по состоянию на 26 ноября 2021 года – 619,8 миллиарда долларов). Амнистия малоимущим – не те деньги. Бедные не имеют возможности набрать много кредитных рублей. Государство вполне в состоянии им помочь.
В-третьих, следует взяться всерьёз за решение миграционной проблемы. Аргумент "зажравшихся" ("а кто пойдёт работать за такую зарплату?") не работает. Даже вице-мэр Москвы Андрей Бочкарёв недавно признал:
Средняя зарплата мигранта на стройке сейчас где-то 50–60 тыс. руб. А была 30 тыс. Но многие [мигранты] уже и за 80 тыс. не хотят работать.
Русские люди должны быть обеспечены адекватной, приемлемой заработной платой. Им нужно дать все социальные гарантии. Это единственно верный подход, тем более что они не станут вывозить деньги за рубеж своей многочисленной родне, а потратят их внутри страны. По официальным данным, скорее всего заниженным, в России почти 7 миллионов трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Азербайджана. Львиная доля занята далеко не в строительстве или производстве, а в торговле, транспорте, ЖКХ. Их замена местными, более квалифицированными и высокооплачиваемыми специалистами реальна и необходима (если возникнет определённый зазор, можно подумать над ввозом гастарбайтеров из Северной Кореи по двусторонним договорённостям, о чём мы уже писали ранее).
Что с того?
Решение проблемы бедности невозможно в либерально-монетаристской парадигме. Эльвира Набиуллина и Антон Силуанов привыкли работать с помощью привычного им инструментария, и идеи об отечественном аналоге food stamps, к примеру, им покажутся дикостью и ультрарадикальным новшеством, хотя это давным-давно апробировано в ими же любимых Соединённых Штатах Америки. Качественно повысить уровень жизни можно лишь нестандартными и смелыми решениями, безусловно, в чём-то радикальными. Однако нынешнее положение вещей, при котором за роковой чертой бедности проживают миллионы русских, нельзя назвать иначе чем катастрофой.