Будущее экономики: Когда роботы заменят людей?
Роботизация затрагивает все сферы экономики - России пора готовиться к четвертой промышленной революции
Четвертую промышленную революцию, которая в ближайшее время может кардинально изменить глобальную экономику, еще называют "цифровой". Она стирает грани между физическими, цифровыми и биологическими сферами. О том, когда роботы будут заменять людей и что ждет Россию, рассказала президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова в программе Юрия Пронько "Реальное время".
Когда производственные объекты становятся субъектами
По оценке Усковой, мы уже находимся в эпицентре четвертой промышленной революции. "Существует экономическая теория, по которой за всеми уже объявленными экономическими стадиями следует технократия. После развитого, переразвитого коммунизма, социализма, капитализма, какая бы фаза ни была, идет технократия. Это общепринятая всеми экономистами теория. Расхождения только - через какую форму, можно ли из феодализма рвануть в технократию, и так далее. Все это опирается на того же Маркса. Который говорил, что, действительно, реальная революция происходит только тогда, когда происходит реальная смена средств производства. Отчасти это объясняет, почему у нас не получилось, - потому что не было реальной смены средств производства. Была только идеологическая - ну, переназвали. А средства производства были те же. Но вот сейчас, когда человечество переходит к роботам, когда человек уходит как активный участник производственного процесса, это цепляет за собой все отрасли, и это говорит о том, что, действительно, происходит перерождение в новую экономическую формацию".
По ее словам, этот толчок разрушает всю старую экономическую структуру. "Меняется функция денег, появляются виртуальные деньги, потом они вообще пропадают, возникает другая система расчетов. Человек перестает участвовать непосредственно, лично в процессе производства продуктов. Сами производимые продукты из объектов превращаются в субъекты, потому что они начинают сопровождаться искусственным интеллектом. И, собственно говоря, мир меняется катастрофически".
Субъективный человеческий фактор уходит и с рынка ценных бумаг - уже меньше 30 процентов "живых" брокеров торгуют, остальные - роботы-брокеры.
Возникает вопрос: могут ли роботы учесть ситуации форс-мажора, когда требуется интуиция? "Есть понятие так называемых систем нейронного обучения, построения нейронных сетей. Вот они строятся по такому же принципу, по которому строится человеческий мозг. Ребенок, когда он только встает на ножки, начинает познавать мир. И ему вводят набор данных, которые он подкрепляет разными картинками… Для машинного мозга это то, каким образом мы организуем подбор видеобаз в случае водителей или аналитических баз в случае брокеров, и так далее. И так по любому спектру".
Нас ждет деурбанизация
Страшно то, что человечество не контролирует динамику этих процессов. Процесс роботизации ускоряется в геометрической прогрессии практически во всех сферах экономики.
Например, беспилотные автомобили, которые, по официальным прогнозам, могут появиться уже в 2025 году. Человеку уже не придется думать о самом перемещении - скорее, о количестве подстаканников в автомобиле.
"Я думаю, что появятся люди, которые просто будут жить в перемещаемых устройствах. Они будут жить там, ездить, выходить там, где им надо, и обратно залезать. По моим представлениям, это будут деурбанизация и изменение характера взаимодействия с движущими средствами - с одной стороны. А с другой стороны, возникнет другая среда общения. То есть это когда машины, снабженные искусственным интеллектом, уже начнут общаться сами с собой, с инфраструктурой города. И это целая сеть принятия решений вне человека. По сценарию, который задал человек, но вне человека. При этом мы должны понимать, что эта система самообучаемая", - отметила Ускова.
Она рассказала, что специалисты буквально "тренировали" 10-тонный КамАЗ, как ребенка, - и внезапно робот-автомобиль стал принимать самостоятельные решения. "Ему ставят препятствия, колдобины и, наоборот, горки, выкатывают мячики, выбрасывают игрушки на дорогу, манекен перебегает. На треке тренируются все бытовые ситуации. Этим занимается группа конструкторов. Это физтехи, люди, которые сами это создали. Это очень опытные, циничные, спокойные люди, без романтики и без фантазии, они пишут эти коды. И вдруг они приходят ко мне с выпученными глазами. "Понимаешь, - говорят, - мы выкатили ему мячик, а справа мы забыли коробку, стояла коробка. И он перевалил через бордюр и объехал по газону. Мы ему эту программу не задавали". У них челюсть отвисла".
Замена человека роботами достигла таких масштабов, что в Китае вокруг одного промышленного здания поставили сетки против самоубийств. "Мы, говорят, на два завода поставили роботизированные линии, и были сокращены порядка 640 тысяч служащих. Люди выбрасываются в окна. Очень большое сокращение из-за роботизации. И поскольку эти заводы являются градообразующими для ряда провинций, то рабочие места найти очень тяжело".
Выживет ли человечество?
Людям, чтобы выжить, придется переквалифицироваться, считает Ускова. "Те люди, которые сейчас находятся сугубо в зоне обслуживания и сосредоточены на потреблении, то есть, низкого уровня образования, они уйдут в совсем низшую расу. Сегрегация будет очень серьезная. Грубо говоря, через сколько десятилетий человечество разделится на умных и остальных. И если вы помните, был такой фильм "Облачный атлас", футуристичная картина. И там один очень страшный сюжет. Обслуживающая зона, куча девочек, которых фактически использовали как корм. Пока были молодые, выполняли свою функцию, а потом их отправляли на переработку и кормили полученным белковым порошком остальных девочек".
Сейчас в экономическом блоке мыслят в категориях устаревших моделей. "На мой взгляд, как это жестко ни звучит, сейчас надо обсуждать вопросы, связанные с робореволюцией. И надо дать жесткую повестку, ориентированную на молодежь, в первую очередь - на активную группу от 15 до 45-50 лет", - отметила Ускова.
При этом, по оценке Усковой, в России в новых условиях можно строить реальную экономику - у нас много полезных ископаемых, малая плотность населения и сохранившаяся сильная математическая школа.