Будет сидеть и платить. А раскаяния от него никто и не ждал
Почему "берлинский пациент", он же бьюти-блогер-рецидивист так вёл себя на заседаниях суда и чем закончились нынешние судебные процессы над ним.
Он и в третий раз попытался сходить за ёлкой. Пардон, за новым уголовным делом. Третье заседание суда по делу о клевете блогера-рецидивиста Алексея Навального на ветерана Великой Отечественной Игната Артёменко началось с неприятной, мягко говоря, для Навального, "ноты". Как и предсказывали многие, кто следил за судебным процессом, на предыдущих двух заседаниях подсудимый вёл себя настолько хамски и развязно, что наговорил себе ещё и на "неуважение к суду" (ст.297 УК РФ) и, вполне возможно, на новое дело по оскорблениям и клевете (ст. 128, 1). Во всяком случае, представитель прокуратуры Екатерина Фролова попросила судью Веру Акимову выделить из материалов дела факты оскорбления Навальным потерпевшего (Артёменко) и суда во время предыдущих заседаний и направить их в Следственный комитет РФ для квалификации и возможного возбуждения уголовного дела. Адвокаты протестовали, Навальный в свойственной ему издевательской манере пояснил, что это были не оскорбления, а комплименты (интересно, с каких это пор обвинения в проституции стали комплиментами, или же это у либералов высшая степень признания? – прим. авт.). Что будет дальше, вновь покажет время. Сомнений в его "мастерстве" как "человека с юридическим образованием" практически совсем не осталось.
"Будет сидеть!" – суд сказал
Третьим заседанием рассмотрение дела в суде не ограничилось. Четвёртое было назначено на эту субботу, ставшую обычным рабочим днём. Но сначала в здании Бабушкинского районного суда рассматривалась апелляция защиты на приговор, согласно которому условное наказание Навальному по делу "Ив Роше" за несоблюдение режима было заменено на реальное отбытие срока в колонии общего режима.
Журналистов на оглашение окончательного приговора по делу "Ив Роше" пришло гораздо больше, чем ранее, подтянулись и зарубежные дипломаты (как же без них). На этот раз из Швеции и Финляндии. Такое ощущение, что все дипмиссии западных стран установили поочередное дежурство и приезжают в суды над Навальным по графику. Наверное, и передачки в зону они тоже будут собирать по графику, поскольку вопрос о возвращении супруги Навального из зарубежья завис в воздухе. Улетевшая в Германию Юлия Навальная проигнорировала все последующие заседания суда, и Навальному некому стало слать из застекленной клетки воздушные поцелуи.
Адвокаты, как им и положено, просили признать решение Симоновского суда о замене условного срока на реальный незаконным и отменить его. При этом усиленно апеллировали к последнему по времени решению ЕСПЧ, которое не выдерживает никакой юридической критики. Представитель обвинения прокурор Фролова попросила оставить решение суда в силе, поскольку "осуждённый нагло бросил вызов закону, посчитав, что сам вправе решать вопрос об исполнении условий". А на заседании он, по сути, "просит не просто признать решение несправедливым, а признать своё право на исключительность и вседозволенность".
Как только Навальному дали слово в рамках рассмотрения апелляции, он объявил себя "верующим человеком". Правда, "верующим" он оказался весьма своеобразным: про Библию сказал, что "есть такая книжка", предложил судье поговорить о Боге, то есть "выкрутить ручку пафоса до максимума" (то есть Бог – это у пациента этакая "золотая рыбка на посылках у старушки"), а потом начал перемежать Библию с "Гарри Поттером". А ещё добавил, что "верующий он сейчас". Во что, правда, уверовал Алексей, так и осталось непонятым: то ли в Гарри Поттера, то ли в Бога, то ли в мультфильм "Рик и Морти", который смотрел с супругой в самолёте по пути в Москву из Германии и который тоже цитировал на заседании.
Про заповедь "не укради", за нарушение каковой он и осуждён по этому делу, Алексей почему-то не вспомнил. Тут верит, тут не верит, а там рыбу заворачивает. Странная всё же у него секта. Впрочем, не странными секты не бывают. Секта макаронного монстра ничем, право, не хуже. Кто знает, может, Алексей рассчитывал, что суд после его речи и цитирования, дружно рыдая, уйдёт в монастырь, но суд удалился в совещательную комнату для вынесения приговора.
Немного позже, несмотря на предсудебное позёрство адвокатов, обещавших, что апелляционная инстанция отпустит Навального на свободу, суд вынес решение в апелляции отказать, признать замену условного срока на реальный законной, только лишь зачёл время пребывания (месяц в СИЗО) за отбывание наказания (полтора месяца в колонии). Первое из двух судебных заседаний блогер-рецидивист вместе с командой своих адвокатов проиграл, и уже на следующей неделе может отправиться в колонию для отбывания срока. Где ему предстоит провести, если, конечно, он не выйдет по УДО, около двух с половиной лет.
"Будет платить!" – суд сказал
Но впереди в субботу было ещё одно заседание – по делу о клевете Навального на ветерана Великой Отечественной Игната Артёменко. Перед судом стояли лишь две задачи – выслушать последнее слово подсудимого и вынести приговор. И в этой ситуации был интересен даже не сам приговор суда, а изменится или нет поведение Навального. Скажем сразу – изменилось. Перед нами опять предстал обличитель, с чьим напором могло соперничать только его хамство. Вот лишь некоторые выдержки из его речи.
– Для последнего слова у меня есть эта бумажка. Она довольно задрипанная, потому что я ношу её с собой на каждый суд.
– Это просто реально чудовищно. Здесь выступал чучундрик, который написал на меня заявление.
– Такое ощущение, что в нашей стране нет ничего важнее ветеранов!
Отдельный момент – обличение Навальным властей за недостаточную заботу о ветеранах.
– Они украли эти деньги у этого ветерана. Кого-то не долечили. Кому-то не дали лекарств для того, чтобы построить дворец.
– Власть хлебает из корыта нефтедоллары, а когда стучишь её по боку и спрашиваешь: "Эй, ты чего, это для всех!", – они достают ветерана.
– За кадром стояла Маргарита Симоньян и говорила: "Давай дед, лежи". А там ветеран лежит.
– Вы каждый день обкрадываете этого ветерана, а потом вытаскиваете его, трясёте его и говорите, что защищаете его. И это просто чудовищно.
– Вы хотите обслуживать этого хряка, потому что надеетесь, что вам перепадут какие-то крошки.
Можно подумать, что сам Алексей хоть кроху из полученных донатов потратил на поддержку хоть какого-нибудь ветерана. О чём вы? Он даже своим оштрафованным соратникам не помогал.
– Прокурор читала, делала паузы. Делала вид, что её голос дрожит. А я хочу напомнить о таком важном эпизоде нашей страны. Когда в Краснодарском крае, под непосредственной крышей Чайки действовала банда Цапка, которая насиловала школьниц, убивала людей. А поймали их только после того как они вырезали огромную семью. Убили взрослых и детей, подожгли их во дворе, – зачем-то приплёл к своему делу о клевете Навальный громкое преступление в станице Кущёвской. Ещё бы Раскольникова вспомнил и старушку-процентщицу. И пообещал, примерив на себя образ самого Бога. – Вы все будете гореть в Аду. Впрочем, люди вы молодые, вас ещё успеют судить в обычном суде.
После столь громких обещаний и обобщений судья объявила перерыв до 18 часов, и суд удалился для вынесения приговора. Ни одного слова извинений в адрес ветерана от подсудимого Навального за весь процесс так и не прозвучало.
Как Навальный ни пытался привлечь после перерыва внимание к себе шуточками и прибауточками собственного авторства, все ждали, когда из совещательной комнаты выйдет судья. Наконец, это произошло и началось чтение вердикта. После признания его виновным в клевете стало ясно, что приговор будет обвинительным, вопрос стоял лишь по конкретному наказанию. Прокуратура запрашивала штраф в 950 тысяч рублей, судья решила сбросить сто тысяч, итого – штраф в 850 тысяч рублей. Скорее всего, по этому делу тоже будет апелляция, но уже сейчас, похоже, Навального можно с полным основанием называть клеветником. И это клеймо ему носить всю оставшуюся жизнь.
Истеричность и хамство от безысходности?
Но самое интересное в ходе двух прошедших процессов даже не их исходы и прозвучавшие приговоры, а трансформация самого подсудимого. Как выстраивавший свой имидж как харизматичного и бесстрашного лидера оппозиции Навальный превратился в истеричного, плохо контролирующего себя хама? Причём, практически моментально. Нет ли здесь какого-то скрытого психического расстройства личности Алексея Анатольевича? Об этом корреспондент Царьграда спросил у кандидата медицинских наук, известного врача-психотерапевта Ольги Матвиевской.
По мнению психотерапевта, вегетативные реакции подсудимого свидетельствуют о том, "что ему просто плохо, и он перестал контролировать свой организм", но люди практически никогда не признаются, что у них тревожно-депрессивное расстройство. Скорее, наоборот, у людей, испытывающих его, есть чёткое понимание для себя, что виноваты все вокруг него, мир, социум, страна. Что это недостойно его внимания, что они ему завидуют, являются его врагами, строят козни против него и т. д.
Или просто себе на уме
Позиция, конечно, весьма гуманистическая. По прочтении полного текста интервью с психотерапевтом кому-то может даже стать жаль Навального. Психика, мол, не выдержала испытания лишениями и надорвалась. Мол, лечить его надо, а не наказывать. Но так ли это?
Напомню, в ходе заседания апелляционной инстанции подсудимый практически не хамил судье, вёл себя если и не паинькой, то в рамках обычных норм поведения, хотя прокурором была всё та же представитель обвинения Фролова, над которой Навальный пытался издеваться (равно как и над судьей) на каждом заседании суда по делу о клевете на ветерана.
Ну да, он цитировал всё подряд, Библию, "Гарри Поттера", "Брата-2", мультик и т. д., демонстрируя как бы свою всеядность. Но эта была, по сути, попытка привлечь внимание разных слоёв населения. Патриотических, консервативных, блогерской среды, тик-токеров и т. д. Во всём остальном он проявлял редкую вменяемость.
Но как только продолжилось дело об оскорблении ветерана, мы опять увидели Навального - истерического хама, развязного и наглого. Получается какое-то строго дозированное расстройство. Не подходит сюда и вариант накопления раздражения и усталости в ходе судебного процесса. Третье заседание по делу о клевете было очень коротким по времени, он просто не успел бы накопить усталость и раздражение. Но с самого начала тогда и с открытия четвёртого заседания он стал хамить с места в карьер.
Можно предположить, что эти две линии защиты были выбраны им специально. Если бы судья оскорбилась и попросила выделить в отдельное производство все нападки Навального на неё и прокурора в ходе процесса, то защита блогера вместе с ним могла бы обжаловать приговор, упирая на то, что почувствовавшие себя оскорблёнными вершители правосудия не могли быть объективными при вынесении приговора. А это весомый повод. И для апелляции, и для ЕСПЧ, и даже для требования нового процесса и признания прошедшего недействительным. Теперь же, не удалив Навального из зала суда во время процесса, судья вполне может направить отдельные материалы в Следственный комитет РФ для изучения возможного "неуважения к суду" на предмет возбуждения нового уголовного дела.
Впрочем, похоже, уголовные дела Навального, даже если это не будет возбуждено, на этом не закончатся. СК уже возбудил дело по статье о "мошенничестве" по поводу использования донатов. И вполне вероятно, что Навальный в колонию всё же не уедет, а останется в СИЗО, где день идет за полтора и ещё и работать не надо. А если он согласится похоронить хоть какое-то своё будущее, то это поведение может стать основанием для направления на судебно-психиатрическую экспертизу. Только кому он тогда вообще будет нужен?