Британия боится сообщников смертника из Манчестера
Премьер Тереза Мэй делает панические заявления, уровень террористической угрозы в стране повышен до максимального - "критического"
Теракт в Манчестере, совершенный связанным с Ливией и запрещенным в России ИГИЛ молодым "британцем"-смертником Салманом Абеди, в результате которого 22 человека погибли и 64 получили ранения, оказался чрезвычайно болезненным для Британии. И не только потому, что число жертв будет расти, коль скоро 20 человек из раненых, по данным властей, находятся в критическом состоянии. А потому, что террористы этой дерзкой вылазкой, похоже, не ограничатся. И, возможно, не только в Британии.
Тереза Мэй в панике
Премьер-министр Тереза Мэй объявила о повышении уровня террористической угрозы в стране с нынешнего "серьёзного" до максимального - "критического", предупредив, что "вероятность нападения не просто остается высокой, но следующее нападение может быть неизбежным". Назвав эту меру "пропорциональным и логичным решением", она предположила, что имеется целая группа людей, причастных к теракту в Манчестере, и угроза с их стороны по-прежнему существует.
Премьер и другие ответственные лица беспокоятся не зря
Как подтвердил начальник полиции графства Большой Манчестер Иэн Хопкинс, за смертником Салманом Абеди стояла террористическая "сеть, мы занимаемся расследованием", проведены первые аресты, в домах подозреваемых проходят обыски.
Угроза новых террористических актов существует по всей стране.
Министр внутренних дел Эмбер Радд сообщила, что патрулировать улицы британских городов будут - помимо полиции - 3800 военнослужащих британской армии. Для этого будет даже привлекаться бронетехника. Взяты под особый контроль все ключевые объекты инфраструктуры и туристические достопримечательности, усилена охрана иностранных дипломатических миссий. В Букингемском дворце, который является резиденцией королевы Елизаветы II в Лондоне, отменили традиционный развод почетного караула, чтобы перенацелить охранявших его полицейских на другие задачи.
Мэр Лондона Садик Хан: "Мы делаем все возможное, чтобы защитить наш город, сохраняйте спокойствие, сообщайте о подозрениях в полицию". Фото: Andrew Parsons\Zuma\TASS
"Я хочу заверить всех лондонцев и гостей нашего города, что мы делаем все возможное, чтобы защитить наш город. Я призываю вас сохранять спокойствие и сообщать о своих подозрениях в полицию", - говорится в заявлении мэра Лондона Садика Хана, предупредившего, что улицы мегаполиса будут охранять совместные патрули военнослужащих и полицейских, которые еще относительно недавно вообще не имели огнестрельного оружия и обходились дубинками.
Превращение Лондона в полуприфронтовой город могут по факту лицезреть не только его жители и многочисленные туристы. Это подтверждается еще и заявлением Скотленд-Ярд: "В рамках операции "Темперер" военные будут работать под руководством лондонской полиции для обеспечения вооруженной охраны ключевых мест, включая Букингемский дворец, Даунинг-стрит, посольства и Вестминстерский дворец". В сообщении заседающего в последнем британского парламента говорится, что "все туры, события и банкеты будут отменены с настоящего момента" и что "этот алгоритм будет применяться до того момента, пока рекомендация не изменится". И это происходит в стране, где в следующем месяцы должны пройти досрочные парламентские выборы, в связи с чем участвующие в них политические партии прервали свою предвыборную кампанию.
Под раздачу попали даже американцы
Дополнительно о серьезности ситуации и того, как она воспринимается британскими властями, свидетельствует тот факт, что ранее уровень террористической угрозы повышался в стране до максимального лишь дважды. Это произошло в 2006 году, когда спецслужбы пытались предотвратить план взрыва трансатлантических авиалайнеров при помощи жидких бомб, а также в 2007 году - в ходе розыска злоумышленника, попытавшегося взорвать ночной клуб в Лондоне, а затем напавшего на аэропорт Глазго.
О степени официальной нервозности свидетельствует и то, что Лондон демонстративно отказался делиться со своим главным союзником - США - информацией о расследовании теракта в Манчестере.
Британский премьер Тереза Мэй пожалуется президенту Дональду Трампу на поведение американских СМИ, преждевременно раскрывших детали теракта в Манчестере. Фото: Stefan Rousseau/FA Bobo/PIXSELL/PA Images
"Полиция, расследующая нападение на "Манчестер Арену", прекратила предоставлять информацию США после утечки в СМИ", - сообщила вещательная корпорация ВВС. По ее данным, "официальные лица в Великобритании были возмущены тем, что в газете The New York Times появились фотографии с места взрыва", и что имя террориста-смертника было опубликовано в США спустя всего 24 часа после взрыва, что могло негативно сказаться на ходе расследования. ВВС утверждает, что премьер Тереза Мэй пожалуется на это президенту США Дональду Трампу, который и сам страдает от всевозможных утечек в СМИ, в ходе сегодняшней встречи на саммите НАТО в Брюсселе.
Глава британского МВД Эмбер Радд также была "сильно раздражена" поведением американских СМИ и "предельно ясно сказала нашим друзьям - подобное не должно повториться".
Почему улыбался Исмаил Абеди?
Британские СМИ сообщают, что при задержании 23-летнего Исмаила Абеди - старшего брата манчестерского смертника, тот встретил полицейских с улыбкой. Он не удивился тому, что в дом ворвались вооруженные люди, надели ему наручники и приказали лечь на пол. Он, безусловно, все знал и ждал этой сцены с нескрываемым торжеством. Отец смертника, являвшийся одно время членом группировки, которая считалась террористической, тоже ведет себя предсказуемо, с вызовом отвергая причастность своего сына к теракту, несмотря на неопровержимые факты этого: "Мы не веруем в убийство невинных, это не про нас".
В этом позволительно усомниться. А вот в чем совсем нельзя сомневаться, так это в том, что зло, которое Запад - и Британия в том числе - принесли Ливии, умыв ее кровью и превратив в руины из процветавшей при Каддафи страны, вернулось туда, откуда пришло. Причем не только в Британию, самолеты и спецназ которой расчищали путь террористам, свергавшим режим Каддафи, но и вообще в Европу.
Немецкий след
Между тем оказалось, что у теракта в Манчестере есть не только британский и ливийский, но и … немецкий след. Как сообщил сегодня журнал Focus со ссылкой на источники в спецслужбах ФРГ, за четыре дня до теракта в Манчестере Салман Абеди находился в Германии, вылетев оттуда в Британию из аэропорта Дюссельдорфа.
Бывал террорист в Германии и раньше. В 2015 году после обучения в лагере боевиков-исламистов в Сирии он через Франкфурт-на-Майне вернулся в Британию, о чем Скотланд-Ярд уведомил тогда немецких коллег. Как стало известно изданию, Федеральное ведомство по уголовным делам (БКА) пытается установить сейчас, имел ли Абеди контакты в Германии с исламистами, воевавшими в Сирии. И правильно делает, потому что "громыхнуть" может не только в Британии. Исходя из западной "солидарности", ФРГ и другие европейские стран не осудили действия французов, британцев и американцев в Ливии, они также послушно голосовали в НАТО и за другие авантюры США и их союзников на Ближнем Востоке, поскольку-де от них все равно ничего не зависит. И думали, что это сойдет им с рук. Вряд ли.
Читайте также по теме: