Бразильский "Карточный домик"
Отставка Дилмы Русефф не приведет к решению проблем, стоящих перед Бразилией
Президент Бразилии Дилма Русефф использует последние возможности для того, чтобы избежать вотума недоверия в парламенте и сохранить за собой кресло главы государства. Пока что ее борьба не приносит успеха - 11 мая в Сенате страны должно пройти голосование за импичмент президенту.
НЕ СПАСЛА
Ряд западных СМИ уже сравнивают политическую ситуацию в Бразилии с популярнейшим американским политическим сериалом "Карточный домик": политические страсти в "стране диких обезьян" не уступают по изощренности проискам Френка Андервуда.
Первую карту в домик заложили бразильские судьи, начавшие несколько лет назад операцию "Автомойка". Они расследовали деятельность национальной нефтегазовой компании Petrobras и выявили коррупционные схемы, связывающие менеджмент организации с крупнейшими политиками и партиями страны. И сейчас главной жертвой "Автомойки" стала президент страны Дилма Русефф.
Какое-то время Дилму просто подозревали в сокрытии коррупционных схем и использовании государственных средств для финансирования своей предвыборной кампании, а также обвиняли в неэффективном управлении экономикой (которая сейчас находится в состоянии серьезной рецессии). Не самые страшные обвинения. Однако затем разразился скандал со злоупотреблением своим служебным положением, когда Дилма назначила на пост главы своей администрации бывшего президента Лулу да Силву.
Сначала все решили, что президент таким образом хочет лишь прикрыться именем Лулы - настоящей иконы для бразильцев, ушедшего из власти в 2010 году с уровнем поддержки в 87 процентов. Однако вскоре после назначения были опубликованы аудиозаписи переговоров Дилмы с Лулой, из которой стало ясно, что она таким образом прикрывает его от расследования в рамках "Автомойки". Луле давали пост главы президентской администрации потому, что чиновник такого ранга неприкосновенен для федерального судьи и может быть осужден лишь Верховным судом. А это - уже прямое препятствование правосудию.
После обнародования записей правящая коалиция раскололась (из нее вышел крупнейший партнер "Трудящихся", где состоит Дилма, - Партия демократического движения с ее 68 депутатами) и парламент 367 голосами против 137 принял решение о начале процедуры импичмента в отношении главы государства. Причем главными инициаторами импичмента были именно бывшие союзники - лидеры Партии демократического движения Мишел Темер (вице-президент, который займет место Дилмы в случае ее отставки) и спикер парламента Эдуардо Кунья (третий в очереди на престол). Население отказало в поддержке Дилме, причем во многом потому, что в период правления Лулы и Дилмы резко вырос в размерах средний класс, который руководствовался уже не чувством благодарности, а желанием справедливости. "30-40 миллионов человек перестали быть бедными. Дети бывших бедняков, ставших средним классом, впервые в их семьях пошли в университеты. Это изменило не только обстановку в стране, но и самоощущение бразильцев - выросло их материальное положение и им стали нужны иные демократические радости", - поясняет эксперт Валдайского клуба, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН Петр Яковлев. Рейтинг главы государства упал до 10 процентов, и сейчас 60 процентов населения требуют отставки Дилмы.
РОКИРОВКА НЕ ПОМОГЛА
Несмотря на столь тяжелую ситуацию, в какой-то момент показалось, что глава государства нашла способ сохранить свой пост. Ей удалось выбить кресло из-под одного из инициаторов процедуры импичмента - Эдуардо Куньи. Спикер нижней палаты парламента сам обвинялся в получении взяток на 5 миллионов долларов в рамках схемы Petrobas в период с 2006 по 2012 годы. Уходить со своего поста он не хотел. "Слова "отставка" нет в моем словаре", - говорил Кунья. Однако оно оказалось в словаре судей Верховного суда. По запросу Генпрокуратуры страны, 5 мая они приостановили мандат Куньи (который, по их мнению, мог использовать служебное положение для препятствования проводимому в отношению него расследованию), после чего Кунья вынужден был оставить пост спикера. Он назвал это политической местью и желанием правящей Партии трудящихся сделать так, "чтобы кто-то составил ее представителям компанию на скамье подсудимых".
Очевидно, что цели у власти были более прагматичными: ставший после ухода Куньи исполняющим обязанности спикера Валдир Мараньяо заявил об аннулировании апрельского голосования по импичменту. По его словам, оно прошло с нарушением процедурных моментов (часть народных избранников проголосовала досрочно, а Дилме не дали возможности выступить в свою защиту) и депутаты должны провести новое голосование по данному вопросу.
Однако схема не сработала. Председатель Сената Ренан Калейрос заявил о необходимости продолжить процедуру импичмента и отказался отменять назначенное на 11 мая голосование по этому вопросу в стенах верхней палаты парламента. "Согласиться с этой шуткой - это значит играть с самим понятием "демократия", - отметил он. И в данном вопросе слово сеньора Калейроса имело большее значение, чем решение сеньора Мараньяо. "Решение спикера нижней палаты не имеет юридической силы. Палата представителей потеряла контроль над процессом импичмента в тот момент, когда передала эстафету Сенату", - заявил сенатор от оппозиционной Дилме Партии демократического движение Раймунду Лира. В результате Валдир Мараньяо отозвал свое решение об аннулировании импичмента. И если Верховный суд не примет оперативного решение об отмене процедуры импичмента, то 11 мая Сенат проголосует за временное отстранение Дилмы с ее поста (на время проведения расследования сроком до полугода). Для этого нужно простое большинство, которое, по мнению экспертов, будет набрано. После расследования должно будет состояться новое голосование, и если две трети сенаторов выступят за импичмент, то Дилма Русефф покинет свой пост.
Собственно, вице-президент уже готовится приступить к обязанностям главы государства и начинает работать на увеличение своего рейтинга и числа сторонников. Мишел Темер обещает провести сокращения госаппарата, и начать с министерств (уменьшив их число с 32 до 22). Однако, по мнению некоторых экспертов, ему не стоит особо утруждать себя планированием: Мишел Темер тоже является фигурантом "Автомойки", и судьи после отставки Дилмы могут начать охоту и на него. Партия трудящихся и связанные с ней структуры, рассматривающие действия бразильского "Френка Андервуда" как государственный переворот, полностью поддержат справедливый порыв судей. "Сейчас речь идет о том, чтобы сместить президента, которая пользуется низкой популярностью, чтобы посадить на ее место вице-президента, который столь же мало популярен", - говорил депутат Партии трудящихся Висенте Кандиду. По некоторым данным, лишь 8 процентов населения хотят, чтобы Мишел Темер "досидел" нынешний срок Дилмы Русефф.
В сложившейся ситуации наилучшим выходом могли стать досрочные выборы, причем не только президентские, но и парламентские (страсти вокруг Дилмы привели к тому, что на сегодняшний день в Палате представителей нет большинства). Однако народные избранники выступают против этого варианта. Хотя бы потому, что на сегодняшний день под следствием или под обвинениями в "мытье машин" находятся 303 из 513 депутатов нижней палаты парламента, а также 49 из 81 сенатора. После лишения депутатской неприкосновенности они рискуют переместиться с уютных кресел на судебные лавки, а потом - на тюремные нары.