Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Босх как актуальное искусство
Фото: Klaus-Dietmar Gabbert/DPA/TASS
О Культуре Социальная сфера

Босх как актуальное искусство

В "год Босха" произведение великого художника признали непристойным

 

9 августа 1516 года исполнилось ровно 500 лет со дня кончины Еруна Антонисона ван Акена, более известного как Иероним Босх. А еще день спустя организаторов мультимедийной выставки, приуроченной к этой памятной дате, оштрафовали на 100 тысяч рублей за "непристойную рекламу".

В марте у организаторов уже были проблемы с Департаментом рекламы Москвы, по решению которого были демонтированы плакаты с анонсом выставки и фрагментами полотна Босха "Сад земных наслаждений" (1500-1510). Развернутых пояснений чиновники тогда не дали, сославшись на неэтичность рекламы. Вероятнее всего их смутили обнаженные фигуры персонажей картины и их нелепые позы. Постеры перевыпустили, прикрыв спорные места черными прямоугольниками. Уже летом на один из рекламных плакатов пожаловался в ФАС житель Москвы, которому фрагмент все того же "Сада" показался непристойным. Несмотря на заключение Департамента культуры Москвы, подтверждающего художественную ценность изображения, ФАС выписала крупный штраф компании, проводящей выставку.

Всевозможные казусы с произведениями искусства в нашей стране случаются довольно часто. Правда, чаще это касается наследия античных времен, которому присущи изображение человека в максимально естественном виде и подчеркнутая телесность, которую неравнодушным гражданам постоянно хочется прикрыть. Так было, например, недавно с копией статуи Давида, которую поставили на одной из московских улиц. Иногда попадают под запреты всевозможные современные постановки и выставки, для которых эпатаж и провокация - или часть художественного метода, или пиар-стратегия.

Эпоха Ренессанса, к которой принадлежал Босх, тоже характеризовалась пробуждением интереса к чувственности, возрождением античной традиции. Но все это относилось лишь отчасти к художнику, который был, во-первых, нидерландским, а не итальянским (Северное Возрождение имело ряд значительных отличий, прежде всего именно в сдержанности и строгости), а во-вторых, глубоко религиозным человеком.

Творения Босха называют отвратительными и мерзкими, но одновременно притягательными. Это говорит о том, что гению удалось передать суть христианского понятия греха. Все творчество Босха построено на символах и аллегориях, причем строго привязанных к эпохе. Возьмем один из самых часто встречающихся на картинах живописца образ - сову. В современной традиции принято античное толкование этого символа, вечного спутника богини Афины - мудрость, образованность. Для Босха сова, напротив, - воплощение ночи, коварства и опасности, магического витийства. Он вообще много внимания уделял повальному увлечению средневековой элиты алхимией, стараясь разоблачить дьявольскую суть этого занятия. Поэтому очень часто на полотнах можно увидеть перегонные кубы, колбы и прочий алхимический инструментарий. Из множества подобных деталей и складывалась общая идея каждого произведений Босха - страсти губят человека, обрекая бессмертную душу на вечные страдания.

"Сад земных наслаждений" - ключевая из сохранившихся работ художника. В триптихе отражен путь человечества от безмятежного пребывания в Раю в обществе Господа до свержения во ад и вечных мук. Средняя и наиболее масштабная часть картины посвящена как раз беспечности и легкомыслию грешников, которые за своим земным сладострастием не замечают, как теряют шанс обрести Жизнь Вечную. Обнаженные мужчины и женщины различных рас предаются извращениям и смертным грехам под видом развлечений, забывая о спасении души. То здесь, то там проскальзывают намеки на ожидающую их участь в виде причудливых метаморфоз и уродств, внезапно возникающих посреди всеобщего веселья, но грешники будто не замечают, что превращаются в чудовищ. Печальный итог представлен в правой части триптиха, изображающей ад - мир в огне, страдания, пытки повседневными предметами быта и сатана, пожирающий потерянные души.

Многие из символов и аллегорий "Сада земных наслаждений" имеют несколько трактовок или до сих пор остаются неразгаданными. Но общий смысл прост и доступен даже тем, кто не силен в культурологии. Современный мир погряз в безумии и бессмысленных развлечениях, а людям, уже не знающим, чем еще себя развлечь, каким извращением распалить похоть, хочется сказать: "Ребята, посмотрите, в кого вы превратились".

Картины Босха ценились и современниками - ему заказывали работы светские лица, вельможи и правители, он породил десятки подражателей и повлиял на целый пласт культуры, а его творчество было культовым вплоть до XX века. Во все времена произведения голландского гения использовали как иллюстрации хаоса, безумия и падения нравов. В последние годы художник переживает очередной виток актуальности. Секрет, наверное, заключается в иронии и карнавальной составляющей, которой пронизаны работы художника, что отделяет их от чистой религиозной проповеди.

Впрочем, и сегодня находятся те, кто видит на полотнах Босха только голых людей в непристойных позах и "всякие мерзости". И возмущает их не всемирное грехопадение, а какая-то деталь картины. В искусстве, по их мнению, нет места безобразному, и гениальность "пугающих" произведений для них остается недоступной и непонятной.

Получается, взрослые, образованные люди, претендующие притом на статус морального цензора и даже камертона, не способны воспринимать символические смыслы искусства, включая и лежащие на поверхности. Глубокое и многослойное произведение читают, будто комикс или китч, даже не пытаясь осознать и вдуматься. И это пугает почище любых кошмаров и монстров с полотен великого художника.

 

 

 

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Ну сколько можно? "Путин в курсе": Как гибель "Гудвина" и "Эрнеста" изменит ситуацию на фронте

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь