"Бог любит нас, и Он с нами": Правда о Пасхе в русских окопах
Нынешняя Пасха – вторая с момента начала специальной военной операции. Но на фронте успели сложиться свои традиции празднования этого светлого дня. Как её встретят в этом году? Корреспондент "Первого русского" пообщался на тему главного христианского праздника с бойцом ДРО "Херсон" и игуменом Василиском, не раз побывавшим в горячих точках.
На войне атеистов не бывает – это аксиома. И там, где над солдатами свистят пули, а смерть ежеминутно норовит увести за собой очередную жертву, отношение к Богу совершенно особенное. Именно по этой причине и не пропускают русские православные бойцы своего главного праздника – дня Светлого Христова Воскресения. Отмечают, конечно, сообразно обстановке, но отмечают всегда. Потому что этот день – самое лучшее свидетельство тому, что смерти нет.
Святые образа на груди почти у каждого русского бойца. Фото из личного архива Абхаза
Где-то на Херсонщине
Мой старый знакомый с позывным Абхаз – тот самый, что назвал тех, кто сейчас издевается над прихожанами УПЦ, "бесами", на просьбу рассказать о подготовке к великому празднику в его подразделении откликнулся сразу. По его словам, пасхальные подарки в диверсионно-разведывательный отряд "Херсон" идут непрерывным потоком. Из Симферополя уже прислали несколько коробок куличей, приличествующую моменту гуманитарную помощь отправили сотрудники пекарни из крымского села Пионерское, от храма Иконы Божией Матери Достойно Есть, что расположился в посёлке городского типа Октябрьское Красногвардейского района, пришла посылка с вареньями, соленьями, блинчиками и прочей снедью… Разумеется, не обходится и без главного символа Пасхи – крашеных яиц.
Повар ДРО с позывным "Лёха" готов к великому празднику. Фото из личного архива Абхаза
Сейчас как раз общаемся с нашим поваром, который на какое-то время стал тут самым главным командиром – ведь если он ничего не приготовит, мы останемся в праздник голодными. Яйца планируем красить в луковой шелухе, без всяких красок и химии. Лук нам уже прислали с гуманитаркой, так что всё будет в полном ажуре! Ну и, разумеется, не могу не поблагодарить тех, кто не забывает о нас не только по праздникам, но и во все остальные дни, – волонтёров из группы "Весточка с Крыма" и отдельно Елену Бобкину, которая координирует их работу,
– рассказал Абхаз, судя по звукам в телефонной трубке, занимающийся предпраздничными хлопотами.
Так чем же отличается Пасха "фронтовая" от Пасхи "мирной"? После этого вопроса мой собеседник ненадолго задумывается, и, когда начинает говорить, голос его становится серьёзным:
Ну, конечно же, в зоне боевых действий этот день ощущается гораздо острее, нежели там, где идёт обычная жизнь. Ведь те, кто нам противостоит, хотят уничтожить не только нас. Их главная задача – уничтожить саму Россию и русское Православие, на котором держится наша страна. Но пока мы – армия и добровольцы – находимся здесь, у них ничего не получится. Потому что мы все понимаем, что наше дело правое и что нашу веру не сломить. Бог любит нас, и Он с нами.
Простые слова простого русского мужика, взявшего в руки автомат так же, как когда-то его предок брал в руки меч. Тут добавлять что-то – только портить. Удачи вам всем, парни!
Абхаз радуется гуманитарным куличам. Фото из личного архива Абхаза
Окопный батюшка
С игуменом Василиском я познакомился в те самые дни, когда они с коллегой по духовному служению иеродиаконом Вонифатием, привезли в истекающий кровью Донбасс величайшую православную святыню – мощи святого преподобного игумена Сергия Радонежского. И миру в очередной раз было явлено чудо – где бы ни появлялся ковчег с этими мощами, там тут же прекращались обстрелы…
Игумен Василиск в Мариуполе. Фото из личного архива Абхаза
Седобородый батюшка, отслуживший "срочную" еще в Афганистане, а затем, уже в сане священника, духовно окормлявший наших солдат на полях сражений второй чеченской кампании, неторопливо и взвешенно рассказал мне о важных вещах…
Те бойцы, которые истинно веруют в Господа нашего Иисуса Христа и в его воскресение, веруют в жизнь вечную, – им немного легче в том кошмаре, который происходит сейчас. Они знают, что, даже будучи убитыми здесь, продолжат жить Там. И это знание служит дополнительным источником их мужества. Я обращался в соответствующие церковные структуры с просьбой об отправке меня в зону СВО, но по причине недавнего инфаркта, думаю, в этот раз меня не допустят до служения в боевых подразделениях. А священников там очень и очень не хватает,
– посетовал отец Василиск и особенным образом подчеркнул, что главнейшая задача духовенства в условиях всеобщего военного ожесточения – говорить с бойцами и делать так, чтобы они оставались людьми.
Не дай Бог, озлобятся. Вот это самое страшное. Озлобятся и перестанут понимать, что они не просто воюют, а делают святое дело. И что их борьба – это борьба с самим дьяволом, который поселился в их противниках,
– отметил мой собеседник.
Пасху же, по его словам, наши солдаты отмечали даже в чеченских горах, и он всегда с благоговением помогал им в этом всем, чем должен помогать русский православный священник.
Быт православного бойца. Фото из личного архива Абхаза
Что с того?
В послании апостола Павла к Римлянам есть слова: "Если Бог за нас, кто против нас?". Правота Христова ученика не раз и не два подтверждалась именно в России. Куликово поле, подвиг ополчения Минина и Пожарского, нашествие Наполеона, Великая Отечественная… Сколько было тех, кто противостоял русскому воинству и был повержен им, сегодня, пожалуй, и не сосчитать. И то, что происходит сейчас на наших новых землях, то сражение, которое ведётся против сатанинских сил, обязательно закончится еще одной победой Православия над тьмой. Потому что у страны, воюющей за Свет, есть такие бойцы и такие батюшки, как Абхаз и Василиск.