Беженцы с Донбасса в Ростовской области: "По детям стрелял снайпер"
Мать пятерых сыновей из Донецка рассказала "Царьграду", как ей живётся в Батайске после экстренной эвакуации.
С момента начала экстренной эвакуации жителей Донбасса в Ростовскую область прошло ровно три недели. Почти месяц женщины, бросившие свои дома и схватившие самое ценное – детей, живут на новом месте. Как они устроились и что думают делать дальше? "Царьград" навестил уже знакомую нам мать пятерых детей из Донецка и узнал, о чём сейчас мечтают эти люди, спасшиеся от беспрерывной бомбёжки.
Снайпер работал по старым и малым
Анна Козак из Ясиноватой (это пригород Донецка) в Ростовской области с 19 февраля. Вместе со своими тремя младшими сыновьями (муж и старшие остались дома защищать свою землю) она уехала в буквальном смысле в никуда. Когда беженцев сажали в автобус в Донецке, им никто не сказал, куда именно их отвезут. К счастью, реальность оказалась лучше всех ожиданий.
В Ростовской области беженцев из Донбасса встретили, как родных. Анну вместе с детьми и двоюродными сёстрами, поселили в гостиницу в Батайске. Всего их здесь десять человек – четыре взрослые женщины и шестеро детей. Всем им хорошо знакомы постоянные обстрелы и убежища в подвалах – Донецк в течение последних восьми лет спокойно не жил.
У нас в город постоянно прилетали снаряды. Дом моей мамы сгорел ещё в 2014 году, когда всё это только началось. Наш с мужем дом выстоял, и от обстрелов мы прятались в подвале. Но когда наступало затишье, всё равно было страшно ходить по улицам – работали снайперы. Как-то у нас две пожилые женщины вышли в сад собирать вишню, и по ним сработала винтовка. Домой они больше не вернулись. Прицельно стреляли и по детям
- вспоминает Анна. Своих сыновей она попросила собрать необходимые вещи и приготовить – у каждого на случай обстрелов в шкафу лежал "тревожный узелок". Как начинают лететь снаряды, малышня хватает свой нехитрый скарб и наперегонки бегут в подвал.
"Молодцы, что уехали!"
Поэтому, когда 18 февраля руководство ДНР и ЛНР объявило экстренную эвакуацию, Аня долго не думала – собрала детей, "тревожные узелки" и уехала подальше от войны. Кстати, её мать тогда была против и решила не уезжать из Донецка. А теперь бабушка оттуда пишет: "Город продолжают обстреливать. Молодцы, что уехали! Не вздумайте возвращаться".
К счастью, теперь всё это для Анны в прошлом. Её дети, как и приехавшие вместе с ними племянники, привыкают совсем к другой, мирной, жизни. Эти ребята – ровесники войны, начавшейся на Донбассе в 2014 году. Некоторые из них иной жизни не помнят...
В Батайске их определили учиться в местную школу: 9-летних Дашу, Настю и Илью, 11-летнего Андрея, 13-летнего Пашу и 14-летнюю Катю. Правда, ребята сходили на занятия пару дней и решили всё-таки учиться дистанционно – на фоне стресса от войны освоиться в новой обстановке ребятам нелегко.
Задания им присылают учителя дистанционно. Дети делают уроки, фотографируют тетрадки и отсылают на проверку. Кстати, программа у школьников в Ростовской области и из Донбасса – одинаковая. Учебники книжки, по которым занимаются дети из ДНР и ЛНР, хорошо им знакомы. Они только признаются, что их сверстники из Ростовской области ушли далеко вперёд по программе. Оно и понятно – под обстрелами какая учёба…
Нас так поддержали в батайской школе, что у меня не хватает слов благодарности. Мамы новых одноклассников собрали финансовую помощь, принесли канцтовары, фен, мультиварку, чтобы мы могли разогревать еду
- рассказывает Анна.
В поисках работы
Поначалу беженцы с Донбасса не планировали оставаться в Ростовской области надолго. Но сейчас такая ситуация, что возвращаться обратно домой было бы опасно. Поэтому женщины задумываются о поиске работы. Деньги скоро закончатся, и надо думать, как жить дальше.
Анна – мастер ногтевого сервиса и татуажа. Её сестра, тоже Аня, в Донецке работала сотрудницей колл-центра. Ещё одна сестра Наташа – железнодорожница. Но сейчас эти женщины готовы на любую работу, лишь бы был доход. Дети просят шоколадки, игрушки и прочие радости, а на этом приходится экономить.
Кстати, полученную от России выплату в размере 10 тысяч рублей Анна потратила на самое необходимое – купила одежду и обувь детям. Ведь убегать из дома им пришлось практически с пустыми руками. Например, сейчас остро стоит вопрос с постельным бельём. То, которое беженцам выдали в гостинице, не меняли уже три недели. Чтобы его постирать, нужны на замену другие комплекты, а попросить женщины стесняются.
Нам и так люди много помогали, народ здесь добрый, мы хорошо устроены, спасибо большое. Просить ещё что-то как-то неудобно
- смущается Анна. Живут они скромно и замкнуто, распорядок дня нехитрый. После подъёма им привозят завтрак. Потом дети делают уроки. Дальше обед (тоже привозной) и свободное время. Можно посмотреть телевизор (правда, в гостинице работает только один канал). Недавно обнаружили рядом большой парк и стали ходить гулять. Вечером ужин (тоже бесплатно привозят готовый) и отбой.
Случаются и непредвиденные трудности. В тот день, когда "Царьград" приехал в гости к Анне, у неё сломался зуб. А медицинского полиса нет… Местная администрация быстро сориентировала, где и как женщина может получить медицинскую помощь. Мы вызвались помочь Анне и отвезли её сначала за полисом, потом в городскую стоматологию.
Узнав, что она беженка с Донбасса, к ней везде отнеслись с пониманием – помогли с оформлением, пропустили без очереди, приободрили словом. Счастливую и с вылеченным зубом, мы привезли Аню домой уже под вечер, и она едва не плакала от того, как по-человечески к ней отнеслись незнакомые люди.
Конечная станция - мир
Детям, конечно, в четырёх стенах скучновато. В Ростове ребят, эвакуированных из Донбасса, организованно вывозили в цирк и зоопарк. Если бы подобные вылазки организовали и для детей из Батайска, мамы были бы только благодарны.
Большинство времени беженки с Донбасса проводят в разговорах друг с другом и тягостном ожидании весточек из дома. У Анны в Донецке остались пожилая мать, сестра, муж и двое старших сыновей. Парни сейчас сражаются на передовой, отец должен скоро к ним присоединиться. Они стараются не волновать свою любимую женщину подробностями. В редких СМС короткие фразы: "Всё хорошо, живы".
Праздник 8 Марта у меня впервые прошёл вот так, без моих любимых мужчин – сыновей и мужа. Я привыкла, что дома в этот день меня всегда ждёт с утра охапка цветов и вкусный завтрак. А тут такая тоска взяла – когда же мы с ними свидимся,
Конечно, совсем без поздравлений женщин этой семьи не оставили: местная администрация, казаки и батюшка подарили цветы, детям принесли вкусности. Но как бы ни было хорошо в гостях, а домой всё равно хочется. Напоследок Анна Козак мягко улыбнулась и сказала:
Знаете, о чем я мечтаю? Глупо, наверное, но мне снится, что я еду в электричке. Для тех, кто не был на Донбассе, непонятная мечта. А вы представьте, что у нас разбомблены все дороги, уничтожены мосты, разбиты стадионы и парки. И прокатиться в соседний город – это как будто за границу съездить. Я мечтаю, что когда-нибудь восстановят железнодорожные пути из нашей Ясиноватой до Донецка. Я сяду в электричку, буду просто ехать и смотреть в окно. А там будет мир…