Безбожный произвол властей под лозунгом борьбы с коронавирусом
Распространение коронавирусной инфекции становится удобным поводом для антицерковной деятельности ряда чиновников. После трёх десятилетий возрождения религиозных традиций в России вновь вспомнили о практике "воинствующих безбожников" 1920-30-х годов.
Возвращение "комиссаров в пыльных шлемах"
Коронавирус пробудил в российских чиновниках худшие инстинкты советского времени. Несмотря на то что большинство сегодняшних власть предержащих учились уже в позднесоветских школах, где революционная романтика давно не воспринималась всерьёз, а ленинские тезисы в духе "учение Маркса всесильно, потому что оно верно" считались неизбежными, но никому не нужными "мантрами", отношение к религии и основанным на ней традиционным ценностям у некоторых чиновников осталось полупрезрительным.
"Пасха без прихожан": Как пережить коронавирусное испытание
Конечно, то, что глава государства каждое Рождественское и Пасхальное богослужение проводит в храме, наложило свой отпечаток: некоторые главы местных администраций тоже стали посещать основные церковные праздники. А иные – искренне уверовали, благо, таких фактов немало. Но любое потрясение, будь то война или эпидемия, выявляет в людях в том числе и тщательно скрываемые стороны. Так, пандемия коронавируса, с одной стороны, показала, что "не бывает атеистов в окопах под огнём", а с другой – выявила целый ряд новоявленных "воинствующих безбожников", потомков пресловутых "комиссаров в пыльных шлемах".
Сегодня, на Страстной седмице, особенно важной для всех православных христиан, в разных регионах мы видим диаметрально противоположное отношение к Церкви. Есть примеры подлинного соработничества, как, например, в Новосибирской области, где местный губернатор и правящий архиерей выступили с совместным обращением к верующим. Обращением, в котором, с одной стороны, призвав верующих в связи с пандемией молиться дома, но с другой, оговорив, что "никаких препятствий для посещения храмов чиниться не будет".
В ряде других регионов права верующих были вовсе проигнорированы, вплоть до того, что некоторые епархии Русской Православной Церкви приняли решение судиться с властями, самовольно решившими закрыть храмы для прихожан. Тех же, кто попытается попасть на богослужения Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней, распоряжением некоторых местных властей предписано... задерживать и штрафовать.
Получается, чиновники, когда им это выгодно, очень любят ссылаться на отделение Церкви от государства, однако в данных конкретных случаях прямо нарушают этот принцип и конституционные права верующих, запрещая им вход в храм. Притом, что алкомаркеты и абортарии, в которых в одной России ежедневно гибнут тысячи младенцев, продолжают работать. Не говоря уже о торговых центрах и общественном транспорте.
"Мечети закрыли, закроем и храмы": Антицерковный инцидент в Зауралье
Митрополит Даниил (Доровских): "Коронавирус – наказание Божие нашему народу"
Увы, примеров чиновничьего произвола в отношении верующих только за последние дни можно привести массу. В качестве наглядного примера – лишь один из них. Вчера с Царьградом связались верующие из зауральской глубинки: села Сафакулево Курганской области. Как стало известно, в минувший воскресный день, в праздник Входа Господня в Иерусалим в местный храм Воскресения Христова во время богослужения пришли четверо сотрудников полиции и попытались остановить праздничную службу. Подробности Царьград выяснил непосредственно у настоятеля сафакулевского храма священника Александра Антонова.
Как рассказал отец Александр, действительно, во время воскресного праздничного богослужения сотрудники полиции, не снимая головных уборов, зашли в храм и начали производить видеосъёмку, фотографировать, а также потребовали вызвать священника из алтаря, чтобы тот прекратил богослужение, которое, с их слов, совершать не имел права:
До них было доведено от руководства, что поскольку местные мечети уже закрыты, то должны быть закрыты и православные храмы. Прихожане объяснили полицейским, что службу прерывать нельзя, после чего сотрудники полиции удалились, но вернулись после богослужения и составили на настоятеля протокол об административном правонарушении якобы за проведение массового культурного или спортивного мероприятия вопреки запрету губернатора Курганской области, хотя никакого запрета на богослужения нет.
Сафакулево, в основном, мусульманское село, но местные татары, башкиры и русские всегда были в добрососедских и даже дружеских отношениях. Однако паника, связанная с распространением коронавирусной инфекции, а также то, что мусульманские мечети уже давно закрыты на карантин, побудили местных чиновников к столь жёсткому отношению к православным. Вплоть до того, что слышны слова: "Мечети закрыли, закроем и храмы".
Отец Александр Антонов со своими юными прихожанами в 2019 году. Фото: shadreparh.cerkov.ru
В настоящее время отец Александр ожидает вызова в районный суд и опасается, что штраф станет очень тяжёлым бременем для небольшого сельского прихода. И тем не менее батюшка продолжает совершать богослужения Страстной седмицы и не закрывает двери храма для верующих:
За воскресным богослужением у нас молились 12 человек, притом, что наш храм вполне может вместить до 100 верующих. А это значит, что мы без каких-либо проблем соблюдаем санитарно-эпидемиологические предписания, включая дистанцию между молящимися. Поэтому, несмотря ни на что, все уставные богослужения Страстной седмицы и Пасхальное богослужение мы, по благословению нашего священноначалия, будем совершать.
Да, сегодня существует благословение (а не запрет) Патриарха Кирилла прихожанам в этом году воздержаться от соборных богослужений и молиться дома. И это благословение возымело действие: в большинстве храмов богослужения сейчас проходят при минимальном участии верующих. Но тем прихожанам, кто не видит возможности провести Пасху вне храма, никто не может запретить прийти на богослужение. Разве только будет введён режим чрезвычайного положения и установлен комендантский час. Однако стоит напомнить, что даже в Пасхальную ночь 1942 года комендантский час был отменён, и верующим дали возможность молиться в храмах.
Игумен Афанасий (Селичев): "Даже Сталин весной 1942 года разрешил праздновать Пасху"
Поэтому многим сегодняшним чиновникам стоило бы поучиться более уважительному отношению к Церкви, что уже упомянутый излюбленный многими власть предержащими тезис об отделении Церкви от государства – это не оправдание антицерковного произвола, но и защита конституционных прав верующих. И в первую очередь, на соборную молитву, которая для нас, православных христиан, особенно важна именно на Страстной седмице и в приближающееся Светлое Христово Воскресение, Пасху Господню, Праздник праздников и Торжество торжеств, День Великой Победы над смертью.
И тем не менее у многих верующих сохраняется надежда, что в большинстве храмов Русской Православной Церкви уже через несколько дней на торжественные возгласы священнослужителей "Христос Воскресе!" – "Воистину Воскресе!" ответят не только их сослужители и хор, но и прихожане. Пусть немногочисленные, пусть в медицинских масках, но с искренней пасхальной радостью о нашем Воскресшем Господе и Спасителе.