Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Азбука традиционных ценностей. Назван главный враг русских
Фото: Царьград
Азбука традиционных ценностей

Азбука традиционных ценностей. Назван главный враг русских

На Первом русском телеканале Царьград стартовал новый телепроект "Азбука традиционных ценностей". Цикл экспертных бесед трёх русских мыслителей об основах русского бытия и русского будущего. Константин Малофеев, Александр Дугин и протоиерей Андрей Ткачёв анализируют утверждённые Владимиром Путиным Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. В первой, вводной части речь идёт о самой Традиции.

Константин Малофеев: Совсем недавно вышел президентский Указ №809, утверждающий Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей. И сейчас мы бы хотели поговорить об этих традиционных ценностях, дать их определение. Чтобы все задумались о том перевороте, который произошёл в России, когда на смену либеральным мерзостям пришли традиционные ценности. Но сначала поговорим о традиции как таковой. Мои собеседники – Александр Гельевич Дугин и отец Андрей Ткачёв. Александр Гельевич, что же такое Традиция?

Александр Дугин: Самое главное – понять, чему противостоит Традиция. Если мы это поймём, то поймём и смысл Традиции. Традиция противостоит современности, противостоит Модерну, идее всемогущего прогресса, который движется от меньшего к большему. В материалистическом мировосприятии мы привыкли рассматривать мир как постоянное усовершенствование общества, улучшение истории человечества. Традиция же говорит о другом: важнее всего то, что было вначале. Принципиальными и определяющими являются именно истоки.

Если мы обращаемся к традиционным ценностям, значит, защищаем то, что принадлежит к истокам. К богоносным отцам, к началу мира, к тому, что лежит в самом основании мира, в его фундаменте. А когда говорим о современных ценностях – это означает, что, наоборот, каждое новое их издание вытесняет, заменяет предшествующее. И тогда мы относимся к происходящему совершенно по-другому. С точки зрения Традиции, важно то, что было вначале и что есть всегда. А с точки зрения современности – наоборот, что приходит сегодня, сейчас, что является самым последним в цепочке событий, изобретений и открытий. Настоящим современность отменяет прошлое.

С позиций Традиции, прошлое является ориентиром для настоящего. Если мы посмотрим на европейскую историю в период перехода к эпохе Модерна, то увидим, что традиционная ценностная ориентация на Вечность менялась на современную ориентированность на  время. Модерн основан на допущении: нет Вечности, есть только время.

Традиционной ценностью является Бог, ценностью Модерна провозглашается человек, причем индивидуальный, а сегодня уже дез-индивидуализированный. Традиционная ценность – Небо, современная – земля. Традиционной ценностью является дух. Современной – материя.

Между Традицией и современностью существует принципиальная оппозиция. И, если мы присягаем, как сейчас, традиционным ценностям, если даже есть такой президентский указ – это фактически переворачивает привычный образ современного мышления. Мы открываем нечто совершено забытое – Традицию и её логику, её строй, её философию.

Протоиерей Андрей Ткачёв: "Вспомни, откуда ты ниспал, и покайся", - сказано в Откровении апостола Иоанна Богослова. Вот это "вспомни, откуда ты ниспал" и есть память о прошлом. Мнемозина заправляет в хоре муз, это главная муза памяти. И эта живая память, собственно, и выстраивает настоящее. Евреям было сказано: "Гляньте на скалу, из которой вы высечены", имея в виду Авраама. Но потом человек из скалы превращается в глыбу, из глыбы – в щебень, потом щебень становится пылью...

Это, собственно, и есть прогресс в его худшем понимании. Как такового, прогресса нет. Надо, в конце концов, громко об этом сказать. Потому что, скажем, произведения Баха, написанные за ночь, давали студенческим коллективам, которые разучивали их за два дня. А сегодня наша консерватория этому учит годами. И если всех философов свалить в кучу, получится только пятка Платона. Или ухо Аристотеля. То есть можно всю жизнь изучать Аристотеля, и всю жизнь его не понимать.

Всё лучшее, как ни странно, уже сделано. И мы постоянно должны мерить себя лучшими. В противоположность прогрессу, который превращает скалу в глыбы, глыбы в щебень, а щебень в пыль. Собственно, это и есть тот прогресс, который нам предлагается.

К.М.: Что удивительно, с юридической точки зрения, Традиция появилась в наших нормативных актах совсем недавно. Та глубина, о которой вы сейчас оба сказали, не присутствовала в нашем законодательстве. И традиционные ценности обычно рассматривали как некий эвфемизм, за которым скрывается нечто религиозное: Православие для православных или любая другая религиозная мораль.

В современном секулярном, избавленном от любых высоких слов законодательстве преобладают бюрократизмы – штампованные, низкие слова. Высокие слова улетучились из нашего законодательства в 1917 году. Если открыть свод законов Российской Империи, удивишься, каким поэтическим языком они написаны. А если прочитать Уложение Царя Алексея Михайловича или 100 глав Иоанна Грозного, поразишься написанному, потому что это звучит совершеннейшей поэзией на фоне современных бюрократизмов.

То есть, традиционные ценности – это всё о высоком в современном законе. Поэтому для юриста, для любого правоприменителя то, что написано о российских традиционных ценностях, означает всё то, о чём вы только что сказали. Это – вся философия, вся религия и вся мораль. Именно так она описывается сухим языком нормативного акта.

А.Д.: Вы абсолютно правы относительно 1917 года. Дело в том, что как минимум с 1917 по 2022 год идея прогресса была в нашем обществе преобладающей. Вначале – в большевистском контексте, затем – в либеральном. То есть, обе идеологии – и коммунистическая, и либеральная – были против Традиции. Собственно говоря, обе они прямо провозглашают, что необходимо преодолеть Традицию, искоренить её, освободиться от неё. Здесь прогресс – догма.

И все они ставят своей сознательной целью распылить ту скалу, о которой говорил отец Андрей. Ведь до 1917 года мы жили в традиционном обществе. По крайней мере, гораздо более традиционном, чем "после". Основные ориентиры того времени – Монархия, Империя, Православие, Народность, славянофильская философия, русская религиозная философия. Всё это было ориентировано на традиционные ценности.

Другой вопрос, что есть разница между аутентичными традиционными ценностями русского XVII века и теми традиционными ценностями, которые прошли через модернизацию и вестернизацию в XVIII и отчасти в XIX веках. Не всё, строго говоря, в Российской Империи, начиная с Петра, было по-настоящему традиционным. Но верность Традиции была все же декларирована как цель, как идеал.

Сегодня мы не просто возвращаемся на 100 лет назад. Благодаря Указу № 809, мы создаём мост между нашим настоящим, будущим и нашей древней корневой русской традицией. Для нас снова в центре стоят религия, Империя, Народность, русское начало, русская идентичность. Всё это утверждается заново, с опорой на вечное. Это – уникальный, переломный момент за последние 100 лет. 

А.Т.: Думаю, здесь также речь идёт и о сохранении человека. У Честертона есть книга "Вечный человек". В ней он высказывает идею, схожую с мыслями Святителя Николая Сербского, о том, что когда-то, например, поэт принадлежал всецело устной Традиции. Потом он стал писать гусиным пером, затем – стучать по клавишам машинки, сейчас он сидит за клавиатурой. Но суть ведь не меняется. Всё равно поэзия – это пульсирующее живое сердце, отвечающее на живые вопросы.

Модерн – это восхваление компьютера по сравнению с гусиным пером: как они вообще жили раньше, не имея мобильных телефонов? У современного человека есть некая хамская уверенность в своём превосходстве надо всеми предыдущими поколениями на основании гаджета, лежащего в кармане. Это  просто свинство, с какой стороны ни посмотри. На самом деле, раньше люди были гораздо умнее и сильнее.

Нормальный человек – это человек, который любит детей, ест хлеб, дышит воздухом, молится Богу и осваивает небольшой кусочек земли, который дан ему во владение. Это – традиционный человек, "вечный человек" по Честертону. Эпохи меняются, сюртук сменяет камзол, пиджак сменяет сюртук, а сердце бьётся всё то же -- человеческое. И современный человек стоит перед угрозой исчезновения, поскольку будет питаться неизвестно чем, кремироваться неизвестно для чего. Он не будет рожать, но будет менять свой пол и есть червей, приправленных под вкус шницеля.

То есть над ним просто издеваются со всех сторон, уничтожая его именно как человека. А Традиция сохраняет человека таким, каким его создал Бог. Мы вступили в эпоху борьбы за библейского человека. То есть нужно сохранить человека. Это и есть Традиция – то, почему нас, собственно, мусульмане понимают больше, чем европейские безбожники, и иудеи понимают нас так же, как мусульмане. И вообще каждый, кто хочет быть человеком, независимо от вероисповедания и мировоззрения, нас понимает. Чувствуя, что наступила эра борьбы за то, чтобы я хотя бы остался таким, как есть.

Да, наша цель – преобразиться, обожиться. Но для начала нужно остаться. Вот мы и боремся за то, чтобы человек остался человеком, способным на преображение.

Протоиерей Андрей Ткачёв. Фото: Царьград

К.М.: Вы совершенно правы. Вспомним известную максиму, приписываемую композитору Малеру, что Традиция – это передача факела, а не поклонение пеплу. И это очень важно понять. Традиция отличается от консерватизма, и традиционализм отличается от консерватизма.

Когда мы говорим о традициях – это о будущем, а не о прошлом. Есть люди, которые думают, что если мы становимся традиционным государством, то речь идёт о прошлом. Что у нас все будут ходить в лаптях и тут же отберут гаджеты. Это не так. Традиция – это взгляд на себя, на мир. И совершенно верно Вы, Александр Гельевич, говорили, что традиционный взгляд – это когда в середине мироздания – Бог. В этом случае традиционное общество – это общество, в котором мы живём в Вечности. И мы готовимся для Вечности. И мы жаждем Царствия Небесного, спасения своей души. Это значит, вся наша жизнь не ради сиюминутного, не ради славы, не ради потребительства, не ради комфорта. Она ради вечного, ради Бога. Вот, в чём самый важный смысл Традиции.

И это живое, настоящее, пульсирующее дыхание, дыхание Бога. И мы с Ним можем жить благодаря Традиции. А благодаря модерну мы живём в целлулоидном обществе, о котором вы, отец Андрей,  говорите. Которое скоро будет есть червей, потому что уже забыло всякое человеческое достоинство. То достоинство, которое ему дал Господь по образу Своему.

А.Т.: И Церковь, увы, подчас желает превратить Традицию в лавку древностей. Поём знаменным пением, как раньше пели. Но уже не понимаем, о чём и зачем. Создаём какие-то архитектурные формы, подобные формам V века, воспроизводим базилики. Но не понимаем, зачем. То есть мы сами загоняем себя в прокрустово ложе каких-то подражаний. Это – жуткая карикатура, от которой нужно уходить. Потому что, да, мы будем ездить на машинах. Но в этих машинах мы будем петь псалмы. Это, собственно, и есть Традиция.

А.Д.: Но знаменное пение всё-таки надо сохранить. Это часть нашей древнерусской духовной Традиции.

Александр Дугин. Фото: Царьград

А.Т.: Я согласен.

К.М.: Отец Андрей говорит о том, что его надо понимать.

А.Д.: Конечно, надо. Вообще всё надо понимать – что мы делаем, защищаем, восстанавливаем и утверждаем.

К.М.: А в этом и есть Традиция. Традиция заключается в том, что мы должны понимать церковнославянский язык, который богаче русского. В нём больше падежей.

А.Д.: Конечно. Без церковнославянского современный русский просто непонятен. В церковнославянском -- наши корни и истоки, наши изначальные смыслы. Важно то, что вы, Константин Валерьевич, сказали относительно Вечности. Дело в том, что Традиция – это не прошлое, это – вечное. Но вечное – всегда живое, всегда свежее. Вечность – была, но она ещё и есть, и будет. Из вечности мы черпаем содержание будущего.

Если у нас нет Вечности, значит, в будущем мы просто будем утилизировать прошлое. Люди, которые стоят на позициях современности, прогресса, развития, эксплуатируют прошлое, они его просто проматывают. И будущего у них нет. То есть они гораздо древнее и старее, архаичней, чем люди Традиции, обращённые к Вечности. Потому что Вечность всегда свежа, Вечность всегда нова.

К.М.: Вечность – вечна.

Константин Малофеев. Фото: Царьград

А.Д.: Да, вечна. Она даёт нам возможность будущего.

А.Т.: Для того, чтобы заниматься деревом, не нужно опекать каждый листок – нужно поливать и окапывать корни. Это и есть то, что называется Традицией – в отношении государства, общества и человека. Потому что если мы занимаемся отдельно медициной, отдельно образованием, отдельно транспортом, отдельно ещё чем-то – экологией, например, мы как бы мажем каждый листок каким-то лекарством. А корень-то гнилой, и ничего не работает. Поэтому Традиция – это окапывание и поливание корней. Листья сами сделают свою работу.

А.Д.: Не только крона растет, и корни растут. Поэтому традиция – абсолютно живая стихия.

К.М.: А потому, что почвой является вера. А солнцем является Бог. Если обратиться к этому примеру, то Традиция – это всё о религиозном. Традиция – это всё о вере. Есть Традиция в философском и в богословском смысле, но в юридическом смысле Традиция означает всё высокое. Все высокое, возвышенное называется "традиционными духовными ценностями". Это словосочетание «традиционные духовные ценности» используется вместо того, чтобы прямо написать о религиозном или о православном начале, основании общества. Поэтому сейчас Основами государственной политики мы открыли окно в мир Вечности и высокого. Мы встряхнули наше пыльное крючкотворное законодательство и приоткрыли в нём окно вверх, в Вечность. А это – очень много.

А.Д.: Это – самое главное. По сути, это сведение всех министерств и ведомств, и культуры, и образования, и медицины под одну высшую инстанцию. И социальная  сфера, и экономика, и информационная политика, и безопасность – всё вообще отныне должно находиться и развиваться под знаменем Традиции.

К.М.: Да. И именно на этом мы заканчиваем первую часть нашей беседы. Мы говорили о "Т" – Традиции.

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришло время Империи "Шоубиз-дыра" за наш счёт. Как экстрасенсы и блогеры-пошляки стали "народным достоянием". Утекают миллиарды "Путин готовит обращение к нации": Инсайдеры обещают "страшные новости". Мобилизация, новая СВО или третий залп "Орешника"? Всё начнётся 17 февраля: Война на Украине закончится, но это не финал. Десять тревожных предсказаний для России и мира "ВСУ в центре Мирнограда, Купянска и Гуляйполя": Оборона пробита на 90 км. "Смерть" ключевого подразделения. Враньё в докладах ГШ

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь