Армия как инкубатор для академиков
Министерство обороны России объявило о планах заменить срочников контрактниками. В научных ротах
Устами своего представителя Романа Кордюкова российское Министерство обороны порадовало прессу информацией о том, что научные роты ждёт реформирование. В военном ведомстве планируется перевести эти роты на контрактную основу. И так, мол, около трети их военнослужащих подписывают с армией контракт о дальнейшем прохождении службы. И потом так и получают соответствующие должности в войсках. Так чего огород городить с призывом?
Призывники российской армии. Фото: www.globallookpress.com
Что такое научные роты
Вообще говоря, научные роты в российской армии – это что-то с чем-то. Некий эксперимент, начавшийся как удачная реплика на верховный тренд к перелицовке науки из академического небожительства в практический инструмент для обеспечения технологического рывка страны. Разобьём, дескать, хрустальный аквариум чистой науки, отправим учёных помогать производству.
Идеальным воплощением такого перехода стали научные роты. Из аквариума да в казарму – каково?
Оказалось – отлично! Ну, то есть не совсем отлично – жизнь есть жизнь, и в ней часто оптимист не тот, кто первым кричит "Ура!", а тот, кто последним кричит "Караул!". А армия – срез жизни наподобие среза торта: сразу видишь все скрытые слои. Отчего и говорят "школа жизни": за год, если не дурак, в учебном режиме прокачает солдатик основные коллизии будущей жизни – и готов к труду и обороне. От невзгод и несправедливостей. Которых много. Тем более – в науке.
Хотим как в России: Иностранцы мечтают о российских научных ротах
Таким образом, научные роты оказались ещё и идеальным местом для того, чтобы именно здесь отдавали свой долг Родине те, кто получил высшее образование без военной кафедры и обязан пройти срочную службу. Естественно, не все – это было бы слишком жирно, да и выпускников куда больше, нежели коек в кубриках таких рот. Коих, кстати, всего 12 на все вооружённые силы. Однако для талантливых умников, как и для талантливых спортсменов, нашлось в армии место, где они могли бы отдавать всех себя любимому занятию вместо ходьбы по плацам и беготни по полигонам. И армии польза – пусть немного, но обслуживают такие солдатики её, армии, научные и технические потребности.
Потому в научные роты не то чтобы конкурс – но просто в них не призывают тех, у кого средний балл диплома меньше 4,5.
В научных ротах служат и одновременно продолжают заниматься работой. Фото: www.globallookpress.com
А в чём смысл реформы?
"Там нет никаких особых реформ, - хладнокровно ответил на этот вопрос один из виднейших военных экспертов России Виктор Литовкин. - Сейчас туда набирают ребят, которые закончили институты. И вместо того, чтобы отправлять их служить в каких-нибудь танковых, общевойсковых, авиационных частях, самых способных, самых талантливых выпускников отправляют в научные роты по профилю".
Там они занимаются научной работой, уточнил эксперт. Служат и одновременно продолжают заниматься работой, прорабатывать дальше свои дипломы, даже патенты получают и так далее. Кто-то после окончания года службы остается в армии, получает звание лейтенанта и продолжает работать в научно-исследовательских институтах Министерства обороны, кто-то уходит на гражданку – нередко в оборонные предприятия, научно-исследовательские институты и подобные учреждения.
Что же до новой идеи, возникшей сейчас в Минобороны, то Литовкин объясняет её так:
Вместо одного года службы человек, закончивший институт, будет подписывать контракт с Министерством обороны и служить в научной роте не один год, а три года. Как контрактник. Естественно, при этом будет получать гораздо большее денежное содержание, где-то 30-40 тысяч в месяц. Он будет жить дома, то есть приходить на службу утром, а вечером возвращаться домой".
Это польза для человека. А польза для армии?
"Одного года для разработки каких-то программ, проектов иногда маловато, надо больше времени потратить, чтобы довести её до конца, - пояснил Литовкин. - Поэтому эти научные роты делают трёхлетними, чтобы один и тот же человек мог три года делать свою работу".
Путин: Делаем все, чтобы вопрос службы по призыву стал неактуальным
Крепостное право?
Конечно, нет. Просто, как уже сказано, в армии должен отслужить каждый мужчина. Учёба в вузе даёт только отсрочку, но не освобождение от службы. Так и в советской время было: если при твоём вузе нет военной кафедры, будь любезен отслужить те же два года. И если была – тебя всё равно могли призвать, разве что уже офицером, так называемым "пиджаком". Кое-кому, кстати, и тогда нравилось это дело, и люди оставались на службе уже кадровыми офицерами. В случае же с нынешними научными ротами и вероятной контрактной службой в них, то, по мнению Виктора Литовкина, дополнительными плюсами для тех, кто на это пойдёт, будет не только "офицерский" распорядок дня. Здесь молодые люди получают возможность "не бегать с автоматом и стрелять на учениях, не мокнуть под дождём и мёрзнуть на морозе", а "работать в кабинете, в лаборатории, за компьютером, за ретортой и так далее".
И вот в этом режиме фактически обычного рабочего дня за любимым занятием проходить службу в армии, отдавать свой воинский долг Отечеству.
А если человек увлечён своей специальностью, своей профессией, занимается научной работой, то ему только выгодно ещё и получать поддержку со стороны Министерства обороны, - уверен военный эксперт. – Потому сегодня научные роты недостатка в желающих там послужить не испытывают. Многие туда просятся".
Так что и контрактная служба в таких подразделениях вряд ли будет испытывать избыток вакансий, считает Литовкин.
Однажды ещё и академики появятся. С ностальгическими воспоминаниями о том, как они начинали свою научную карьеру в рядах армии.