Арктика перейдет в режим ожидания
Освоение богатств северного шельфа России не прекращается, но откладывается.
Финансово-экономический кризис в мире, а с ним и топливно-энергетический продолжаются. Цены на нефть по сравнению с серединой прошлого года опустились более чем на 50%. Вслед за ними снижаются и цены на газ - примерно на 20% по итогам первого полугодия текущего года. Россия остается среди мировых лидеров по добыче нефти и газа: в 2014 году в России было добыто 527 млн тонн нефти - это чуть меньше, чем в Саудовской Аравии, и чуть больше, чем в США.
Об этом сообщил президент России Владимир Путин на заседании Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности. Глава государства отметил, что базовые отрасли российского энергетического комплекса набрали хорошие темпы "во многом благодаря тем решениям, которые мы с вами принимали в предыдущие годы, прежде всего имею в виду льготы при разработке месторождений Восточной Сибири и шельфа, стимулирование глубокой переработки и выпуска качественных моторных топлив".
"Эти меры позволили сделать уникальные открытия новых запасов, в том числе на российском арктическом шельфе, нарастить добычу, увеличить объем инвестиций в глубокую переработку нефти и в целом задать позитивную динамику качественных изменений в ТЭКе", - сказал президент РФ. Он напомнил, что в 2014 году на российском арктическом шельфе была открыта Карская нефтегазоносная провинция, общие запасы которой составляют примерно 87 млрд баррелей нефти.
Арктические и североморские проекты от кризиса падения цен страдают одними из первых. А ведь мечта о лидерстве на арктическом шельфе и в Арктике в целом - одна из заветных для России.
Согласно данным геологического анализа Соединенных Штатов, в Арктическом регионе находится восьмая часть неосвоенных мировых запасов нефти и, возможно, четверть всего природного газа. Неразведанные традиционные запасы нефти и газа в регионе составляют приблизительно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн куб. футов природного газа и 44 млрд баррелей газоконденсатов (20% мировых). В целом в Арктике может находиться около 22% неразведанных мировых запасов углеводородов.
У России пока действует единственный проект по освоению углеводородных ресурсов шельфа Арктики - платформа "Приразломная". 18 апреля 2014 года отгрузили первую партию нефти, добытую на Приразломном нефтяном месторождении в Печорском море. Команду на отгрузку дал лично Владимир Путин. Новый сорт добытой на российском шельфе арктической нефти получил название ARCO (Arctic Oil) и впервые поступил на мировой рынок. Покупателем партии стала норвежская компания. Извлекаемые запасы нефти на "Приразломном" составляют 71,96 млн тонн, проектный уровень добычи - около 6 млн тонн в год. Объем, скажем так, не гигантский. Однако, как уточняется, даже и он будет обеспечен только после 2020 года. А какой тогда будет конъюнктура цен и нефтегазового рынка, не может сказать никто.
"Сегодняшнее событие имеет большое значение для укрепления позиций России на мировом нефтяном рынке. Мы повысили гибкость и надежность поставок нефти практически в любую точку мира", - сказал в памятный для российской арктической добычи день глава "Газпрома" Алексей Миллер. В планах компании в 2014 году было развитие комплексного подхода к обустройству месторождений Баренцева, Карского, Печорского и Охотского морей. Основная идея этого комплексного подхода - разработка групп близко расположенных морских месторождений. В частности, в Печорском море планируется совместная разработка Приразломного и Долгинского нефтяных месторождений.
Однако радужные планы разбиваются о суровую реальность. Формально пока только у наших конкурентов. Норвежская нефтяная компания Statoil 28 октября заявила, что отложила дату запуска крупнейшего проекта за последнее десятилетие. Освоение месторождения Mariner, инвестиции в которое составляют более $7 млрд, начнется не ранее второй половины 2018 года. Statoil объяснила, что решение о переносе даты вызвано ростом расходов, которые на 10% превысили первоначальный план.
Чуть ранее, в середине октября, задний ход своим арктическим проектам дали и США - основной соперник России в борьбе за природные богатства Заполярья.
Администрация президента США Обамы объявила об отмене государственных торгов на право осуществления буровых работ в Чукотском море и море Бофорта, которые были запланированы на 2016 и 2017 годы. Аренда перспективных нефтеносных участков на арктическом шельфе США практически свертывается. Кроме того, свертывается и уже идущая работа. В сентябре 2015 года уже голландская нефтегазовая компания Shell приняла решение прекратить проведение разведочных работ у побережья штата Аляска и отказаться от их возобновления в ближайшем будущем. Арктическая нефтедобыча в США из близкой перспективы переводится в дальнюю, сообщили аналитики EADaily. Западные компании указывают на то, что проблема не только в извлекаемости запасов, которую технически уже научились решать. А вот что делать с достаточно высоким, по подсчетам американских нефтегазовых инженеров и аналитиков, риском разливов, которые в условиях Арктики нанесут непоправимый ущерб экологии и которые крайне сложно будет ликвидировать, пока неясно.
Но, конечно, все отговорки про разливы и страдающих белых медведей - и есть отговорки. Главный вопрос, как это часто бывает, - в деньгах. И даже если бы вопрос кризиса стоял не столь жестко, богатства северных морей добывать никогда не было дешево.
Стоимость добычи нефти на арктическом шельфе составляет от $30 до $100 за баррель. Такую оценку в ходе Петербургского международного экономического форума-2015 представил первый заместитель министра энергетики России Алексей Текслер. При этом он уточнил, что себестоимость добычи зависит от множества факторов: моря, объемов добычи, суровости климата в конкретной локации и др. И главное - от инфраструктуры.
В свою очередь, ранее президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль назвал освоение шельфа Арктики самым дорогим по сравнению с другими российскими запасами. По его данным, здесь каждая тонна добытой нефти еще несколько лет назад обходилась в $700, то есть примерно в те же $100 за баррель. При этом затраты на освоение тонны извлекаемых запасов в Западной Сибири, по его словам, составляют $30, в Восточной Сибири - $80, а на шельфе Сахалина, например, - $300.
В поиск и разведку арктического шельфа Россия в течение следующих десятилетий будет вынуждена вложить около $1 трлн, предупреждает эксперт. "Один метр разведывательной скважины на шельфе стоит миллион рублей. Где их взять? Без активного участия государства эти вопросы решить будет невозможно", - отметил эксперт.
Конечно, эти цифры очень, даже слишком условны, поскольку не учитывают стоимости строительства сопутствующей инфраструктуры и ее поддержки на протяжении десятилетий, не учитывают логистики. У каждого конкретного месторождения - своя экономика.
По мнению Шмаля, развивать нужно запасы на суше. "В среднем коэффициент нефтеотдачи сейчас составляет 0,29, и это очень низкий показатель. Проще говоря, это означает, что сегодня 70% нефти остается в земле. Надо искать новую технику, новые технологии, которые позволяли бы извлекать хотя бы 35-40%. И этого уже удавалось достичь: в 70-е годы прошлого века коэффициент нефтеизвлечения составлял 0,45. Как видите, за это время мы потеряли значительные объемы - это целые потерянные месторождения", - напомнил эксперт.
"Главные проблемы сейчас заключаются в том, что по всей России, и в частности в Западной Сибири, нет прироста разведанных запасов. Нужно открывать новые запасы, пусть это не будут новые Самотлоры и Федоровки, но все-таки довольно крупные месторождения. Нужно активнее заниматься бурением. Я убежден, что еще 35-40 лет основным и нефте- и газодобывающим районом России будет Западная Сибирь", - уверен Геннадий Шмаль.
В условиях кризиса и падения цен на углеводороды такой прогноз выглядит более реалистичным. Эксперты говорят, что и добыча, и разведка на российском арктическом шельфе сейчас практически приостановлены (хотя продолжается работа в условиях, приближенных к арктическим, например, на Сахалине). В русской Арктике не хватает элементарной инфраструктуры, начиная от линий связи до систем навигации. Сперва нужно организовать все сопутствующие разведке и освоению ресурсов технологические и логистические процессы, обеспечить экологическую безопасность проектов и лишь затем переходить в наступление на северную макушку планеты.
Запасы Арктики огромны, и Россия может в будущем стать лидером в разработке ресурсов Заполярья, но добираться до них пока рано и нецелесообразно - и технологически, и экономически.
Все это не означает, что тема на время закрыта и полностью снята с повестки дня. Не факт, что намерение Москвы отсрочить начало интенсивного освоения арктического шельфа будет провозглашено официально. Специалисты и эксперты, конечно, в курсе дела. Однако возникающую паузу нужно рассматривать не как свидетельство неудачи в осуществлении крупного проекта, еще недавно объявленного приоритетным, а как предоставленную возможность провести комплексную подготовку к его четкой и успешной реализации.
Прощания с Арктикой не происходит. Напротив, в ближайшее время состоится целый ряд мероприятий, посвященных арктической теме: VIII Международная конференция "Освоение арктического шельфа: шаг за шагом" в Мурманске 16-17 ноября, Дни Арктики в Москве 19-21 ноября, V Международный форум "Арктика: настоящее и будущее" в Санкт-Петербурге 7-9 декабря.
А появившееся время стоит использовать для того, чтобы подтянуть и локализовать отсутствующие сейчас в России, да, в общем-то, и в мире, эффективные технологии добычи сложных арктических энергоносителей. Создать и испытать полноценную систему обеспечения экологической безопасности в арктических нефтегазовых проектах и, конечно, дождаться благоприятной ценовой конъюнктуры, которая позволит сделать освоение Арктики экономически оправданным и привлекательным, в том числе для частного бизнеса.
Фото: Максим Воркунков/ТАСС