Антицерковный балаган вокруг суздальских мощей

  • Антицерковный балаган вокруг суздальских мощей

Не на днях, а почти три года назад, не в "Суздали", а в Суздале, не кости, а святые мощи, не отобрали, а изъяли, и не у Церкви, а у псевдоправославной секты

Очередной приступ антицерковной истерии взбудоражил социальные сети и некоторые СМИ. Мне не свойственно критиковать коллег за их непрофессионализм, однако не могу не процитировать первые строки сегодняшней "новости" одного из информационных изданий (орфография оригинала сохранена):

В Суздали одна церковь отсудила святые мощи у другой. Когда судебные приставы пришли изымать останки, их атаковали прихожане. Приставы прибыли в храм вместе с сотрудниками полиции, которые попытались объяснить присутствующим прихожанам, что действуют на "основании актов". Но те всячески препятствовали властям выносить кости из здания...

Уверен, многим вспомнился "интернет-мем" пятилетней давности "попробовали бы они это сделать в мичети". Но ирония иронией, а от одного содержания этой "новости" действительно стынет кровь в жилах. Более того, к ней приложено видео, где дюжие молодцы в касках (из Федеральной службы судебных приставов) ничтоже сумняшеся выносят из помещения, похожего на православный храм, ковчеги с мощами. Этому пытается противостоять группа людей во главе с неким напоминающим священника человеком. Суета, крики "Не трогайте владыку! Фашисты! Владыку затоптали!", пение молитв. Мощи изъяты.

Так это выглядит со стороны. И комментарии в духе "адок из Суздаля" вполне понятны.

Но, как говорится, "не верь глазам своим", как бы апокалиптично это ни выглядело. Происходящее на видео — это отнюдь не возвращение к советским "безбожным пятилеткам", когда святые мощи вскрывались и выкидывались из храмов. Да и вовсе это не "новость" — видеосъёмка (скорее всего, оперативная, а потому ещё предстоит разобраться, кто её "слил" в соцсети) относится... к весне 2015 года.

Но главное даже не это, а то, что как бы "православно" ни выглядел на видео "владыка", как бы жёстко ни вели себя судебные приставы, речь отнюдь не о том, что "одна церковь отсудила святые мощи у другой", а об изъятии на основании судебного решения одной из величайших суздальских святынь — честных мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских — у псевдоправославной секты, именующей себя "Российской православной автономной церковью", организации, нередко именовавшуюся... "сектой педофилов".

Евфиемов монастырьСпасо-Евфимиев монастырь. Фото: www.globallookpress.com

Не правда ли, если бы "новость" была подана в духе "У псевдоправославной секты педофилов судебные приставы изъяли мощи суздальских святых", это прозвучало бы совсем иначе? Но одно дело — припечатать штампами (пусть даже справедливыми), а другое — разобраться.

Попробуем это сделать максимально кратко — формате синопсиса сценария остросюжетного фильма.

Позорная хроника "суздальского раскола"

СССР. Перестройка. Конец 1980-х. Архимандрит Валентин (Русанцов), в недавнем прошлом настоятель единственного действующего в древнем Суздале Цареконстантиновского храма указом правящего архиерея Владимирской епархии переводится в другой город. Отец Валентин, имевший в церковных кругах репутацию безнравственного и развратного человека, активно сотрудничавшего с КГБ и неоднократно через Совет по делам религий СССР пытавшийся принудить Патриархию возвести его в сан епископа, указу архиерея подчиниться отказывается.

1990 год. Архимандрит Валентин, прежде награждённый множеством церковных и советских государственных наград, объявляет себя давним "катакомбником" и заявляет о выходе из Московского Патриархата и присоединении к Русской Зарубежной Церкви.

1991 год. Иерархи Русской Зарубежной Церкви совершают трагическую ошибку, более чем на десятилетие приостановившую процесс воссоединения Русской Церкви: рукополагают в епископский сан раскольника Русанцова с титулом "Суздальский и Владимирский" и назначают его Управляющим делами "Российской Православной Свободной Церкви" (приходов Зарубежной Церкви в России). Местные власти Суздаля и Владимирской области поддерживают давно известного им Русанцова и помогают ему увести в раскол несколько десятков храмов во Владимирской области.

1995 год. После нескольких лет препирательств со священноначалием Русской Зарубежной Церковью Русанцов сотоварищи уходит в "вольное плавание". Вскоре как в Зарубежной Церкви, так и в Московском Патриархате он уже не только запрещается в священнослужении, но и вовсе извергается из сана. Но Русанцову уже всё равно: у него есть "своя" так называемая РПСЦ (в 1998 году переименованная в "РПАЦ"), несколько храмов и... святые мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, поклониться которым приезжают многочисленные паломники, зачастую не зная, что молятся не в православном храме, а в церкви, захваченной раскольниками.

2001 год. Против объявившего себя митрополитом Русанцова возбуждено уголовное дело по ст. 132 Уголовного кодекса (насильственные действия сексуального характера), ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера) и ст. 151 (вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий). Впоследствии обвинение по ст. 151 было снято, однако уже в августе 2002 года Суздальский районный суд осудил Русанцова на 4 года условно за действия сексуального характера с применением насилия к несовершеннолетним. В православной журналистской среде "РПАЦ" начинает именоваться "сектой педофилов", из самой же "РПАЦ" массово начинают уходить "клирики" и миряне.

2006 год. Начало судебных процессов по требованию территориального управления Росимущества изъять из пользования "РПАЦ" 13 суздальских храмов (впоследствии подобные процессы прошли по всей России, в итоге последний исторический храм, незаконно переданный секте "РПАЦ" в 1990-х, был изъят у неё в мае 2017 года).

2012 год. Глава "РПАЦ" Русанцов умирает (без покаяния и возвращения в каноническую Церковь), созданную им секту возглавляет его ближайший помощник — лжемитрополит "Феодор" Гинеевский. Именно этот персонаж неоднократно пытался физически препятствовать судебным приставам в их действиях по изъятию захваченных сектантами святых мощей преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских.

Апрель 2015 года. На основании судебного решения святыня изъята у сектантов Федеральной службой судебных приставов, работе которых попытались препятствовать глава раскольников Гинеевский и незначительное число его адептов.

Ризоположенский монастырьРоссия. Суздаль. Вид на Ризоположенский монастырь с колокольни Воскресенской церкви. Фото: Константин Куцылло/ТАСС

***

Собственно, вот такая неприглядная история. Но неприглядная не для Русской Православной Церкви, а для псевдоправославной секты "РПАЦ". Деятельность последней уже не первый раз используется антицерковными силами для очернения как православных христиан, так и Государства Российского.

"Но что же со святыми мощами?" — спросите вы. Быть может, они, как то пытались представить сектанты, вскрыты и осквернены (или даже пылятся в "подвалах Лубянки")? Для комментария мы обратились к человеку, прекрасно знакомому с ситуацией, клирику Владимирской митрополии, настоятелю Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский, игумену Афанасию (Селичеву):

Поражён чудовищной ложью, распространяемой в последние дни об одних из самых почитаемых святынь Владимирской земли. На самом деле ещё в апреле 2015 года мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских, долгие годы находившиеся в пленении у раскольников, судебным решением были возвращены православным верующим. И ныне мощи святого Евфимия покоятся в его обители — в Спасо-Преображенском соборе суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, а мощи преподобной Евфросинии — в Ризоположенском монастыре города Суздаля, где находились исторически. И любой верующий человек сейчас может прийти и поклониться этим святым.

Добавить нечего. Остаётся надеяться, что коллеги-журналисты не станут упражняться в непрофессионализме, подхватывая у антицерковных соцсетей и изданий извращённо поданную "новость" о суздальских событиях почти трёхлетней давности. А людям верующим хочется посоветовать постараться посетить древний Суздаль и помолиться у его великих православных святынь.

Царьград.ТВПервый Русский
Смотреть запрещенный
Канал Царьграда можно тут:
На сайте, Яндекс.Эфир, ВКонтакте

Ссылки по теме:

Борьба против Церкви - борьба против России

"Матильда" как повод

Антицерковная паранойя либералов

Обсудить
Читать комментарии
Российский корвет "Каракурт" заставил содрогнуться Запад 15 причин не любить Сталина. Часть первая
Новости партнёров
Загрузка...
Загрузка...

Подписаться на уведомления, чтобы не пропустить важные события

Подписаться Напомнить позже
регистрация