5 из 23, и это не лотерея. Война – лучшая школа для губернаторов
В России начался короткий период ротации глав регионов. Выборы предстоят в 23 субъектах федерации, пока состоялись или прогнозируются пять отставок. Но малое количество компенсируется большой политической значимостью – регионы непростые, а назначения небанальные.
Вторая половина марта радует весной со всеми её приметами. На газонах городов центральной России скачут весёлые скворцы. По улицам текут ручьи. Кошки ведут себя именно так, как им положено вести себя в марте. И губернаторы от них не отстают. То есть они, конечно, не забираются на крыши многоквартирных домов, чтобы немузыкально поорать. Нет. Но они очень громко и решительно сообщают своим избирателям и начальству в Москве, что готовы продолжить свой нелёгкий труд. Увольнять их отнюдь не надо. Надо поощрять и благословлять на следующий срок службы.
Весна в России в последние годы – время традиционного "губернаторопада". То есть смены части региональных руководителей – кого на повышение, кого в связи с переходом на другую работу по горизонтали, а кого и в связи с утратой доверия.
Раньше, правда, губернаторопад ещё и по осени случался, старожилы помнят. Но в 2022 году, по данным источников Царьграда (и тут уже шутки в сторону), на уровне руководства администрации президента было принято решение повременить с кадровыми переменами. По очень простой причине: одной из основных задач губернаторов оставалось обеспечение частичной мобилизации. Менять коней на такой переправе казалось неразумным.
Кто-то теряет, а кто-то находит
Однако сроки проведения выборов в регионах России сдвигать также никто не собирался. Это означает, что конец марта – начало апреля для руководства страны – время принятия решений о том, кто будет выдвинут на руководство регионами.
В единый день голосования,10 сентября 2023 года, должны быть избраны главы 23 (!) регионов России.
Пока точно известна судьба руководителей двух регионов –президент принял решение об их замене и назначении временно исполняющих обязанности. Согласно сложившейся практике, очевидно, что назначенные врио станут кандидатами на посты глав своих территорий.
В Чукотском автономном округе вместо Романа Копина назначен Владислав Кузнецов. В Смоленской области Алексей Островский ушёл по собственному желанию, а на его место пришёл Василий Анохин.
Обе пары отставка/назначения можно считать сенсационными.
Чукотка. Губернатором стал человек, работавший заместителем губернатора Курганской области и получивший в этом очень бедном регионе управленческий опыт, а в последнее время работавший первым заместителем главы правительства (по сути, тоже вице-губернатором) Луганской Народной Республики.
Назначение Кузнецова означает, что СВО, помимо всего прочего, превратилась в кузницу кадров для управления всей Россией. Конечно, этого следовало ожидать – особенно после того как Владимир Путин в феврале в своем Послании заявил, что ветераны СВО должны получить важную роль во внутренней политике страны.
Это было воспринято, в частности, как указание для политических партий включать ветеранов боевых действий в число кандидатов на различные выборные должности. Теперь ясно, что понимать президента следовало шире: поработав в очевидно экстремальных условиях вблизи линии фронта, многие управленцы пойдут на повышение. Считать ли это наградой или, наоборот, утяжелением ответственности, каждый может решить сам – но результат налицо.
В Смоленске всё ещё интереснее. Алексей Островский считался "кандидатом на вылет" уже пару лет. Его отставки ждали с нетерпением многие в регионе и многие в Москве. Однако считалось, что при этой отставке будет применено неписаное важное правило: новый врио губернатора должен принадлежать к той же партии, что и предыдущий начальник региона. В данном случае речь шла об ЛДПР – а у ЛДПР губернаторов оставалось всего два, смоленский и хабаровский.
Однако Василий Анохин к ЛДПР не имеет отношения. У него совсем другом опыт: он возглавлял департамент регионального развития правительства России. То есть в профессиональных знаниях врио о ситуации в проблемном с экономической точки зрения регионе сомневаться не приходится. Но вот политически его назначение означает очень серьёзную потерю позиций для старейшей парламентской партии страны.
Но интересно не только это. До того как стать начдепом аппарата правительства, Анохин был заместителем начальника секретариата вице-премьера Марата Хуснуллина.
Таким образом, считают наблюдатели и источники Царьграда в районе Старой площади, очевидно, что мы имеем дело с очередным расширением влияния "главного строителя" правительства России. Кстати, это влияние растёт тоже в прямой связи с СВО на Украине – ведь именно Марат Хуснуллин отвечает за восстановление Мариуполя и ряд других инфраструктурных проектов на освобождённых территориях.
Сын за отца не отвечает
В каких ещё регионах в ближайшее время возможна смена руководства? Пока аналитики называют три территории.
В Красноярском крае под угрозой карьера возглавившего регион в 2017 году Александра Усса. Усс может потерять свой пост, по-видимому, из-за конфликта с "Норникелем" – по крайней мере такова точка зрения некоторых экспертов. Кроме того, Усс "потерял очки" из-за коррупционного скандала вокруг строительства метро – фигурантами этого дела стали один из руководителей правительства края Юрий Лапшин, министр транспорта края Константин Димитров и знаменитый политик, бывший начальник Росприроднадзора Олег Митволь.
В верхах губернатору многие сочувствуют из-за судьбы его сына Артёма. Артём Усс был арестован в Италии в октябре 2022 года по делу об "обходе санкций". Россия предпринимает различные усилия для того, чтобы его спасти, но в марте 2023 года Италия одобрила экстрадицию Усса-младшего в США. Правда, с делом Усса "не всё так однозначно" – в России он, как ни странно, тоже заочно арестован и объявлен в розыск по делу об отмывании денежных средств.
Партбилет на стол не клади, не надо
В Орловской области очень вероятна отставка губернатора Андрея Клычкова. Эта отставка, если она произойдёт, будет знаковой не менее чем смоленская – Клычков избран на свой пост от КПРФ. Назначение на его место другого коммуниста пока никто не прогнозирует.
Такая же ситуация в Хакасии, которой пока руководит коммунист Валентин Коновалов. В 2018 году победа Коновалова на выборах наряду с победой Сергея Фургала в Хабаровском крае воспринималась как очень серьёзная ошибка и даже поражение администраторов внутренней политики со Старой площади. Теперь, вполне возможно, настало время реванша.
Однако красивым реваншем, замечают источники Царьграда, близкие к администрации президента, будет не досрочная отставка Коновалова, а его поражение на прямых выборах. Решение о том, что с ним будет, принимается буквально в эти часы, говорят источники Царьграда.
Что с того?
Ротация в губернаторском корпусе России демонстрирует две важные тенденции.
Во-первых, усиливается роль управленцев, так или иначе связанных с СВО на Украине, восстановлением освобождённых территорий и поддержкой Донбасса.
Во-вторых, уменьшается роль оппозиционных политических партий. Не исключено, что в течение небольшого времени мы увидим, что среди назначаемых президентом врио глав регионов вообще нет представителей ЛДПР, КПРФ, СРЗП и "Новых людей". Принадлежность же к "Единой России" можно будет рассматривать так же, как отсутствие партийной принадлежности. Власть в России мобилизуется – во время боевых действий востребованы не политические дискуссии, а работа по исполнению указов и поручений президента.