Пастух, ставший архипастырем
Святитель Спиридон Тримифунтский своими чудесами показал, что для искренне любящего Христа и ближних нет ничего невозможного
В те дни 325 года от Рождества Христова в Никее собрались самые именитые христианские богословы, архиереи, а также многие представители знати Римской империи. Событие было незаурядным - сам император Константин Великий созвал в этом древнем городе, находящемся неподалеку от полюбившегося императору Византия, будущего Константинополя, Вселенский собор. Первое собрание всех Поместных христианских Церквей для решения самых насущных церковных вопросов. А вопросов к тому времени накопилось немало: прошло чуть больше десятилетия, как прекратились антихристианские гонения, а сами христиане были уравнены в правах с язычниками.
Центром всех этих событий стала фигура Константина Великого, который в 310 году, сражаясь против своего соперника Максенция, перед решающей битвой увидел в ночном небе знак: Крест и надпись "Сим победиши". Константин приказал изобразить на щитах своих воинов христианскую символику и одержал сокрушительную победу. После чего император и его мать - также обратившаяся к христианству царица Елена - совершили самую настоящую вселенскую революцию: превратили языческую Римскую империю в империю христианскую.
Еще вчера здесь христиан резали, жгли и бросали ко львам. А теперь - своим "Миланским эдиктом" 313 года Константин Великий уже провозгласил равноправие христианства, а затем сделал его господствующей религией. Именно этому и предшествовали события Никейского собора, на котором сам император был в ранге "почетного председателя", хотя на тот момент еще не принявшим Таинства Крещения.
Центральной темой собора было осуждение еретиков-ариан, которые, по учению своего основоположника – александрийского священника Ария, утверждали то, что Христос - не единосущен Богу, а сотворен Им. Сам Арий был искусным оратором, и лишь немногие христиане могли противостоять его ереси, исповедуя Троичность Бога. Более того, в те дни в Никее собралось множество поклонников Ария, который, как об этом свидетельствуют многие источники того времени, был настоящим кумиром женщин.
И вдруг перед многими богословами и философами, архиереями и представителями римской знати появляется уже немолодой мужчина, в пастушеской шапочке, очень похожий на простого крестьянина.
Фото: www.pravoslavie.ru
И говорит умудренному философу, только что произнесшему витиеватую речь в защиту Ария:
"Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно".
А затем также просто берет в свои натруженные руки кирпич и стискивает так, что из этого кирпича мгновенно выходит вверх огонь, стекает вниз вода, а глина остается в руках этого удивительного чудотворца. "Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино", - ко всеобщему изумлению произносит человек, оказавшийся святителем Спиридоном, недавно избранным епископом кипрского городка Тримифунт. Христианским праведником, который еще незадолго до епископского рукоположения был простым сельским пастухом, широко известным в округе своим милосердием к ближним.
Случившееся произвело на всех глубочайшее впечатление, и даже философ-арианин исповедал Христа единосущным Богу Отцу. А сам святитель Спиридон, избегая почестей, удалился в Тримифунт служить Церкви Христовой и ее чадам. В том числе - совершая многочисленные чудеса. Причем не только повелевая природными стихиями, но и исцеляя тяжелобольных и даже воскрешая мертвых.
И в то же самое время владыка Спиридон не оставлял своего излюбленного занятия: на Кипре уже никого не удивляло, что епископ сам пасет овец и убирает хлеб. И вместе с тем владыка был очень требователен к правилам церковной жизни: заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Так, святитель Спиридон очень строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других церковных книг.
Фото: www.pravoslavie.ru
После блаженной кончины, приближение которой было открыто ему Богом, святитель был погребен в Тримифунте в храме в честь святых апостолов. В середине VII века мощи святителя перенесены в Царьград, а после падения Константинополя в 1453 году - перевезены на остров Корфу. Где и поныне хранятся в храме, посвященном самому святителю Спиридону.
Эти нетленные мощи дважды в день открывают для обозрения верующим. Существует древнее предание, что святитель Спиридон и после своего упокоения продолжает ходить по миру и помогать людям. И это поверье сопровождается чудом: время от времени башмачки святителя чудесным образом изнашиваются, а потому раз в год мощи переобувают, а изношенные башмачки дарят верующим.
Все эти чудеса еще сильнее укрепляют людей в их вере в силу молитвы святителя Спиридона, которому традиционно молятся об избавлении от имущественных трудностей, в том числе о помощи в строительстве и приобретении недвижимого имущества. И по многочисленным свидетельствам, которые могут подтвердить и собственным примером, эти молитвы доходят до святителя и Господа.
В русских землях всегда глубоко чтили этого святого. Ему посвящено несколько храмов, а практически в каждой церкви имеется икона святителя Спиридона. А потому одним из важнейших событий 2014 года в православной жизни нашей страны стало принесение в Россию стараниями Благотворительного фонда Святителя Василия Великого величайшей святыни всего христианского мира - десницы святителя Спиридона. Святыня посетила Екатеринбургскую митрополию и подмосковную Гимназию святителя Василия Великого, где ей поклонились многие тысячи верующих. А у православных гимназистов осталась память о святом - его башмачок.