Олимпийский флаг России, беспомощность в управлении спортом и голова Йозефа Гайдна
Олимпийские игры завершились, золото сборной России мы увидели, но флага страны - нет. Что объединяет наш спорт и давно почившего великого австрийского композитора Гайдна. Изящная ирония обозревателя "Царьграда" Андрея Баздрева
Итак, со спортивным и чуть более интернациональным вариантом "Евровидения", чем, по сути, является Олимпиада, мы покончили. Флаг нам, - слава кёрлингу и бобслею, - до закрытия так и не отдали.
Знамя с пятью олимпийскими кольцами, кажется, не в полной мере отражает то, что происходило на Играх с атлетами из России. Одно нераскрывшееся кольцо могло бы добавить больше смыслов и больше здорового юмора в восприятии ситуации. Да, завоеванные золотые медали в фигурном катании и хоккее, наверное, и были самыми важными и принципиальными для большей части наших зрителей. Это поможет проигнорировать проваленный биатлон. Забыть о том, как пара замужне-женатых кёрлингистов возвращали бронзу, и спортсмены вместе с официальными лицами что-то невнятно бубнили, не в состоянии ни объяснить, ни оправдаться.
Ну и, конечно, бобслеистка Сергеева, которая фотографировалась в рекламной кампании бренда одежды с принтом "I don’t do doping - I am za sport", но оказалась пойманной как раз на "doping" - и тоже не смогла ничего пояснить по делу.
Это всё забудется. Золото останется. Память о победах. Но невнятность и неспособность понять правила игры и действовать, исходя из новой реальности - тоже. Запомните, все, что произошло в Пхёнчхане, до него и во время – это новая реальность, новая оборотная сторона Олимпиад, да и вообще, спорта. И старые подходы всяких Мутко, Жуковых, Колобковых и других руководителей спорта, благополучно выкинуты в мусорную корзину.
Беспомощность. Мы видели беспомощность чиновничьей машины, не успевшей перестроится. Это ж вам не "Красная машина" хоккеистов.
Любой провал можно оценить - это и репутационный ущерб, и потраченные на подготовку в ходе всего олимпийского цикла деньги, которым можно было найти лучшее применение. И в довершение всего - еще штраф в 15 млн долларов, который Россия выплачивает МОК, чтобы восстановить свое членство в организации.
Ладно, спорт, как мы знаем, - это пропаганда и маркетинг. И флаг нужен и важен, потому что это продвижение страны, её бренда и много всего сопутствующего. Япония может позволить себе отправить сноубордистку, бывшую порнозвезду, и гордиться её золотом, а нам, боюсь, самоиронии не хватит. Нравится нам это или нет, для России флаг и репутация страны здесь - первичны и имеют гораздо большее значение, чем победа конкретного человека и его личная история на Олимпиаде.
Генетическая память говорит о том, что мы империя и не можем проигрывать. Общество говорит о том, что спорт это национальный проект, если не национальная идея. Все это автоматически добавляет +10 к драматизму, чувствительности и остроте любого момента, и тут вся страна живёт этим моментом, испытывая самые сильные эмоции, часто совершенно разные по направленности, но одинаково мощные.
А на эмоции подсаживаешься, как на наркотики. И здесь одинаково хорошо работают и победы, и скандалы.
Боюсь, что со скандалами мы ещё не закончили. Следующие дня три ВАДА еще будет проверять олимпийские пробы.
МОК будет пересчитывать свои 15 млн. от России. Проверять – не фальшивые ли?
Мы будем смотреть лучшие моменты Олимпиады и пытаться не думать о плохом.
А затем обнаружим, что Виталий Мутко подает апелляцию на свое пожизненное отстранение от Олимпийских игр. И снова никто ничего не объясняет - про два уже подтвержденных случая применения запрещенных препаратов, например.
Комиссия МОК признала, что это не похоже на систему поддержки допинга. И это действительно нелепые и бессмысленные эпизоды, по которым можно сделать только один вывод - про общую безалаберность в российском спорте, разгильдяйство и отсутствие какой-либо системы вообще и контроля за ним.
Всё это напоминает историю про голову Йозефа Гайдна. Когда превосходный австрийский композитор умер, его сначала похоронили, а затем "исследователь" - френолог Иоганн Питерс подкупил могильщиков и заполучил голову Гайдна себе. В тот момент началась война, вернуть голову назад было уже проблематично, а потом череп оказался у жены одного из покровителей покойного. И она держала его в стеклянной коробке во время своих музыкальных выступлений. Когда тело решили перезахоронить, к останкам положили какую-то другую голову, а настоящая ещё долго переходила из рук в руки, как любопытный сувенир.
Так вот, у российского спорта сейчас очень странная судьба, прямо как у Гайдна. И тоже голова то ли выкрадена, то ли потеряна. В какой-то момент положили к останкам похожую, но с ней всё выглядит как-то совсем странно.
Как сборная страны на Олимпиаде - и без флага.