Расследования Царьграда – плод совместной работы группы аналитиков и экспертов. Мы вскрываем механизм работы олигархических корпораций, анатомию подготовки цветных революций, структуру преступных этнических группировок. Мы обнажаем неприглядные факты и показываем опасные тенденции, не даём покоя прокуратуре и следственным органам, губернаторам и "авторитетам". Мы защищаем Россию не просто словом, а свидетельствами и документами.
«Люди, события, факты» - вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. А мы о них говорим. Это рубрика о самых актуальных событиях. Интересные сюжеты и горячие репортажи, нескучные интервью и яркие мнения.
События внутренней, внешней и международной политики, политические интриги и тайны, невидимые рычаги принятия публичных решений, закулисье переговоров, аналитика по произошедшим событиям и прогнозы на ближайшее будущее и перспективные тенденции, публичные лица мировой политики и их "серые кардиналы", заговоры против России и разоблачения отечественной "пятой колонны" – всё это и многое вы найдёте в материалах отдела политики Царьграда.
Идеологический отдел Царьграда – это фабрика русских смыслов. Мы не раскрываем подковёрные интриги, не "изобретаем велосипеды" и не "открываем Америку". Мы возвращаем утраченные смыслы очевидным вещам. Россия – великая православная держава с тысячелетней историей. Русская Церковь – основа нашей государственности и культуры. Москва – Третий Рим. Русский – тот, кто искренне любит Россию, её историю и культуру. Семья – союз мужчины и женщины. И их дети. Желательно, много детей. Народосбережение – ключевая задача государства. Задача, которую невозможно решить без внятной идеологии.
Экономический отдел телеканала «Царьград» является единственным среди всех крупных СМИ, который отвергает либерально-монетаристские принципы. Мы являемся противниками встраивания России в глобалисткую систему мироустройства, выступаем за экономический суверенитет и независимость нашего государства.
Место жизни и смерти в культуре христианства
Фото: Царьград
Церковь Христианство Церковь и общество

Место жизни и смерти в культуре христианства

Протоиерей Андрей Ткачев о книге "Литургия смерти" пресвитера Александра Шмемана

Произведение с таким страшноватым названием, на самом деле, абсолютно не пугает. Это небольшая по размеру книга о заупокойных молитвах, о литургическом поминовении усопших, о месте смерти в жизни церкви. Там встречаются ссылки на серьезные труды западных историков и философов, например, француза Филиппа Арьеса. Историк рассматривал смерть в контексте всей христианской культуры, от первых апостольских времен до высокого Средневековья, Нового и Новейшего времен.

В книге есть интересное описание того, как менялось отношение к покойникам: сначала мертвые были настолько близки, что на кладбищах могли праздновать свадьбы и пировать, в этом не было ничего кощунственного. Со временем покойников постепенно удаляли "от глаз подальше". Сегодня люди стремятся к тому, чтобы мертвые жить не мешали. Специальные службы делают все быстро, чисто, хорошо, аккуратно. В белых перчатках, в красивых машинах, с дозиметрами, воздух замеряют, чтобы не было запаха гниения… Иными словами, все для того, чтобы живые быстренько вернулись после заупокойного ланча к своим повседневным делам и о смерти не думали.

Александр Шмеман замечает, что смерть выдвинута на маргинес, хотя на самом деле она – константа нашей жизни. О ней нужно думать, к ней нужно готовиться и относиться правильно.

Еще один интересный момент: многие ошибочно считают, что религия всегда была обращением к Богу. На самом деле, изучение религии и древних культов убеждает нас в том, что Бог никогда не был на первом месте в религиозном внимании древних людей.

Древнейшие культы верили в то, что мертвые продолжают жить. Поэтому о них нужно было заботиться, кормить и ублажать, только бы они не вторгались в жизнь живых. Первые религиозные культы всегда верили в существование особенных дней, когда граница между мертвыми и живыми истончается. В эти дни мертвые могли входить в жизнь живых, нужно было защищаться обрядами и магическими действиями. Не отсюда ли такие праздники, как Хэллоуин, когда вторжение мертвецов превращается в клоунаду, в фарс, в пьянки-гулянки и в ношение масок? Да, это древний отголосок той самой религии мертвых.

Тут появилось христианство и возвестило нечто совершенно новое: в центре религиозных переживаний – Бог. Не загробная жизнь, не царство мертвецов, вроде гомеровского или дикого местнотуземного. А Господь. И все, которые в Боге умерли, продолжают жить, потому что Бог наш не есть Бог мертвых, но Бог живых.

В общем, Александр Шмеман в своей книге поднимает интереснейшие темы. Поднимает, но не раскрывает, а лишь немного поясняет смысл заупокойных молитв: "Боже духов…", "Вечная память", кондак "Со святыми упокой". Можно сказать, что автор погружает человека в ту тему, о которой он сам думать не хочет. А надобно думать и об этом.

"Литургия смерти" дает нам отсылки к другой литературе, которая повествует об отношениях к мертвецам в культуре христианского Средневековья, Нового и Новейшего времени. Книга дает почву для размышлений, поэтому мой совет – "Бери и читай".

Дзен Телеграм
Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также:

Пришло время Империи "Шоубиз-дыра" за наш счёт. Как экстрасенсы и блогеры-пошляки стали "народным достоянием". Утекают миллиарды "Терпение Путина лопнуло": "Орешник" рванул "окрестности Жешува" и крупнейшее ПХГ Европы. Жесточайший ответ Трампу. Белый дом отступил Вот что "Орешник" чудесный делает! Европа вздрогнула, Трамп резко сдал назад. Квиты? "Большая война не отменяется" "Путин готовит обращение к нации": Инсайдеры обещают "страшные новости". Мобилизация, новая СВО или третий залп "Орешника"?

У вас есть возможность бесплатно отключить рекламу

Отключить рекламу

Ознакомиться с условиями отключения рекламы можно здесь