Мат на толстовке как зеркало русскости Запада
Крупнейший модный универмаг Лондона Harrods выставил на продажу толстовку с нецензурной надписью на русском языке. Её можно было приобрести всего за £680… пока надпись не перевели. Что это – избирательная любовь к русскому языку в Великобритании, непонятая шутка дизайнера, протест, провокация?
Модную чёрную толстовку с капюшоном и надписью «Иди на ***» бренд Vetements представил ещё летом 2018 года. Надпись преподносилась как грузинская, а сама толстовка должна была символизировать непримиримость.
Но на днях работающий в Москве британский журналист Макс Сэддон решил перевести матерную фразу, что вызвало ажиотаж среди его подписчиков и зарубежных СМИ. В частности, о скандальной худи написали Daily Mirror и The Sun.
This hoodie has "Georgian lettering" and "is imbued with signature unapologetic attitude," according to Harrods, who will sell it to you for a mere £680.
— max seddon (@maxseddon) 7 марта 2019 г.
(It actually says "Go fuck yourself" in Russian) pic.twitter.com/SbQYm6cJkN
В скором времени вещь сняли с продажи, объяснив это негативными отзывами.
Фото: Frank Gaertner / Shutterstock.com
Интересно, что пока товар не убрали из каталога, в его описании говорилось о «негативных воспоминаниях» креативного директора Vetements о войне в Грузии и его любви к родной стране:
Вдохновлённый желанием встретиться лицом к лицу и победить негативные воспоминания о детстве в раздираемом войной Сухуми (Грузия), а также отмечая свою любовь к родной стране, креативный директор Vetements Демна Гвасалия создал коллекцию для весны/лета 2019 года.
Эти слова несколько проясняют, почему грузинский дизайнер Демна Гвасалия решил запечатлеть на толстовке русское ругательство. Недвусмысленно отсылая к войне на постсоветском пространстве, он, скорее всего, адресовал его России, специально написав на нашем языке. Во всяком случае эту версию высказали некоторые пользователи соцсетей после презентации коллекции летом прошлого года.
Кстати, в коллекции была и другая вещь с отсылкой к неприглядной стороне жизни в России – водолазка телесного цвета с принтом-татуировкой в виде куполов собора Василия Блаженного российского Кремля. Плотно облегающая тело, она делает своего счастливого обладателя похожим на зэка.
Посмотреть эту публикацию в InstagramVETEMENTS SPRING SUMMER 2019 SHOW - WATCH THE SHOW ON IGTV pic: @jamstoker @vogueitalia
Демна Гвасалия и ранее попадал в скандалы, связанные с использованием российской тематики в своих коллекциях. Так, полгода назад в официальном Instagram Vetements появилось фото красных сапог с принтом российского загранпаспорта.
Это вызвало возмущение российских пользователей, назвавших идею Гвасалии глупостью и предложивших ему нарисовать на сапогах грузинский герб вместо российского.
В ту же коллекцию Vetements вошла и футболка с надписью «Russia Don't You Mess Around With Me», что можно перевести как «Россия, не связывайся со мной» или «не доставай меня». Концепцию своих творений Демна Гвасалия никак не прокомментировал.
Вот ещё пара творений дизайнера:
Посмотреть эту публикацию в InstagramNEW DROP OUT NOW IN STORE & SOON ONLINE www.tsum.ru @tsum_moscow
Дизайнера, изготавливающего такие вещи, сложно уличить в симпатиях к России. В случае с Демной Гвасалией русский мат, паспорта на сапогах и наколки на водолазках – это, скорее всего, скрытая русофобия или попытка как-то уколоть «большого соседа».
Однако и сама западная публика давно проявляет внимание к маргинальной части русской культуры. На это в интервью Царьграду обратил внимание модельер и художник Андрей Шаров.
Это было там уже лет 15 назад. Я помню, что ещё в 2005–2006 годах, когда у меня были показы в Лондоне, уже были майки, и я их сам видел, с надписями на русском языке, в том числе и с использованием нецензурной лексики. И я в 2006 году там показывал коллекцию, которая была посвящена телаге, или клифту, если по-русски называть. Это такая тюремная одежда, в которой заключённые отбывали срок. Стёганая чёрная телогрейка. Просто мы её сделали чуть по-другому, оторочили дорогим мехом и придумали легенду. И я помню, с каким любопытством лондонцы относились ко всему тому, что было связано не только с русской нецензурной лексикой, но и вообще с какими-то даже уголовными российскими традициями.
Однако использовать нецензурную лексику для продвижения своего бренда, по мнению модельера, недопустимо.