Максим Маринин: круги олимпийского рая
С олимпийским чемпионом Игр в Турине Максимом Марининым мы встретились накануне победы Алины Загитовой и Евгении Медведевой. Уже можно было подводить итог олимпийскому турниру фигуристов. Договорились – Максим оценивает как спортсмен, всё происходившее на льду Пхенчхана. Тренеры отчитаются, начальники награды повесят, а слов спортсменов так никто и не услышит. Вот об их ощущениях, об их страхах и радостях и рассказывает знаменитый фигурист.
Как прожить в Олимпийской деревне
- Что происходит в Олимпийской деревне? У вас же идет своя жизнь, которая либо подхлестывает к результату, либо, наоборот.
- Жизнь в деревне – это общежитие. Это общежитие, где ты живешь, как в училище олимпийского резерва. Здесь в комнате лыжники, там - бобслеисты, там - еще кто-то. Все зависит от условий. Например, Олимпийская деревня в Сочи, я считаю, если брать мой олимпийский опыт, была одна из лучших, потому что достаточно качественное жилье было построено. А звукопроницаемость в Солт-Лейк-Сити, где был стандартный североамериканский домик, который строится из фанеры и остаточно-стружечной плиты, была фантастической! Когда люди говорили в соседней комнате, то возникало ощущение, что они разговаривают у тебя в комнате. И всё слышно - стук дверей, разговоры, да вообще любой шум. И это всё накануне старта, когда твои нервы, можно сказать, как оголенные провода. Тебе нужно ночь спать, у тебя завтра соревнования, а вокруг шум. Вот сейчас мы говорим о девочках, которых впереди ждет старт.
- Им даже две ночи и день дали.
- Это, может быть, даже еще хуже. Потому что все равно ходишь, думаешь об этом, чем бы ты ни занимался, ты живешь в закрытой территории.
- В этой ситуации тренировку устраивают облегченную?
- Обычно – это получасовая тренировка. В принципе, можно и на вторую сходить, если она есть. Просто я не знаю расписание, есть ли она в Пхёнчхане. Но дополнительный выходной день – это еще одно испытание, на самом деле, достаточно серьезное. Ведь ты все время отталкиваешь от себя мысли, когда все должно совершиться. Тогда ты должен выйти на лед и сделать то, что должен.
Михаил Коляда. За что били лидера
- А в голове прокручиваете программу?
- Естественно. Все мы, конечно, люди разные, но всё, чем занимаешься, по крайней мере, со мной так было, это тем, что отгоняешь мысли о предстоящем дне X. И все время его отодвигаешь: не сейчас, не сейчас, не думать, не думать... А когда это еще всё подогревается со стороны журналистов! Естественно, это их работа, но ведь спортсмен в такой ситуации находится на пределе. И хочется одного – пусть все тебя оставят в покое. На Олимпийских играх любой успех утраивается, впрочем также, как и провал. Эти фотографии с Мишей Колядой, видео его ошибок облетели весь мир. Если бы это был чемпионат мира, то, в общем-то, все это осталось бы кулуарно. А так, это все вышло на обзор широкой общественности, которая, ну, как сказать, как голодные чайки. А что там с человеком будет, как дальше сложится его спортивная карьера, что он будет переживать, как он будет выбираться из этой ситуации – мы же об этом не думаем.
- А Миша может выбраться из этой ситуации?
- Ну, нам теперь только остается ждать и наблюдать.
- Он, в принципе, тот фигурист, который, действительно, может показать результат. Но я за ним года два наблюдаю, он – "минус старт", то есть спортсмен, который всё умеет на тренировках и пасует на соревнованиях.
- "Минус старт" почему? Потому что добиться гораздо легче, чем удержаться. Он отлично дебютировал два года назад. После травмы, когда с горящими глазами выходил, и видно было, что парень голодный до соревнований. Потом он стал лидером сборной, достаточно быстро. Причем, слишком бороться за это место ему не пришлось – оно было вакантно. Что случилось дальше, мне трудно сказать. То, что он мега-талантливый – это понятно. Может быть, на него возложили слишком рано какие-то обязательства? И есть еще такой момент, что они же все трое – Самарин, Коляда и Алиев – сложнейший элемент выучили только в этом сезоне. Но, есть одно "но", маленькое. Чтобы этот элемент стал стабильным, его надо обкатать не на одном турнире. Вот Алиев, например, на Олимпиаде, на супер-старте сделал его в короткой программе. Пускай один раз, но чисто. И есть такое понятие, как мышечная память. То есть, когда ты в стрессовых условиях можешь выполнять этот супер-элемент, только тогда он становится твоим. То есть, если покорил вершину, можешь с нее спуститься, но тело уже всё запомнило. И ты можешь выйти опять на этот пик. В принципе, ребята еще четверной лутц не успели обкатать. Коляда его сделал только один-единственный раз на этапе Гран-При в Китае. И все остальные старты он, скажем так, мимо этого элемента проехал. Поэтому ждать, что он сможет его выполнить на Играх, что случится чудо, не приходилось.
- Из такой ситуации фигуриста психологически вытащить можно?
- Ну, естественно, можно. Вопрос в том, что спортсмены такого класса, как он, это люди вне общественного доступа. Не каждый может подойти и сказать: слушай, давай я тебе помогу. Любое общение идет через тренера. Если наставник понимает, что нужно, для того, чтобы из этой ситуации выруливать и выводить человека, то всё в порядке. Так, как это было, например, со мной, когда Татьяна Тотьмянина упала с поддержки. Мне тогда казалось, что все сейчас, когда мы соревнуемся, ждут, увидят ли они еще раз шоу номер два, или нет. И то же самое, я думаю, может происходить и у Миши. Когда на тренировках ты все делаешь хорошо, но подсознательно все равно ошибка сидит в голове. И, подъезжая к этому элементу, начинают просто грызть сомнения. Сейчас мне даже немного обидно за Коляду. В произвольной программе, которую он начал, в общем-то, неплохо, исполнил два тулупа. Но на какой-то ерунде, и для него это – точно ерунда, сделал "бабочку", то есть вообще не исполнил прыжок. Что это, невнимание или, наоборот, супер-уверенность в себе, я не знаю. Ясно одно – у Михаила уже есть внутренние преграды, которые надо преодолевать.
Медведева навсегда
- Максим, кто такая Евгения Медведева?
- Я ее знаю немножко со стороны. Мне было интересно наблюдать за ней на шоу Тарасовой, когда у Татьяны Анатольевны был юбилей. Условно говоря, за единицу времени Медведева успевала сделать пять элементов. Она, как болид, как гоночный автомобиль, носилась из одного угла в другой. Последний раз я, наверное, такое видел в 93-м году на чемпионате страны, когда выступали Гордеева и Гриньков. Было ощущение, что не на фигурное катание пришел, а на турнир по пинг-понгу. Люди из одного конца катка в другой летали. Вот с Медведевой, наверное, было то же самое. Пока другие девушки успевали один-два элемента сделать, Медведева успевала выполнить пять. Этим определяется класс фигуриста, его степень готовности. Сколько он успевает сделать работы за единицу времени. А это всего лишь были показательные выступления. Что она делает в тренировочном процессе – мне даже трудно представить. Поэтому я думаю, что задел прочности у нее большой. Мы можем быть спокойны за Евгению.
- Тревожит другое: Тутберидзе будто играет юниорками.
- Я могу сказать - у меня ребенок занимается фигурным катанием, и я вижу, что мало-мальски талантливые дети уже в восемь-девять лет работают с другими тренерами. Родители видят, что они проигрывают в конкурентной борьбе, если не уходят к наставнику, работающему на результат. Никто не хочет проигрывать. И родители сознательно кидают своих детей в этот котел, где варятся потенциальные чемпионы. То есть человек создал некий такой тренд по производству талантов. Хорошо это или плохо – каждый может относиться к этому по-разному. Но в спорте главное результат, правильно? И Тутберидзе – человек, который этот результат производит. И он, как магнитом притягивает молодых, которые идут и варятся в этом котле конкуренции. Внутреннее соперничество и рождает, собственно, супер-людей, как Медведева или Загитова.
Про Алену Савченко и других парников
- Что у нас происходит с парами?
- Ничего плохого. Просто парное катание становится намного сложнее. И все конкуренты - это пять пар. Раньше же было один-два лидера, которые между собой соревновались. Тогда еще говорилось, что есть тепловозы, а есть прицепные вагоны. Сейчас, при нынешней системе, смотрите, первые пять пар, включая французов, могут выстрелить в любой момент. Это тоже накладывает определенный отпечаток на психологическую подготовку к старту.
- Алена Савченко - гений или сумасшедшая?
- Как говорит Олег Кимович Васильев, наш тренер, удача улыбается тем, кто умеет трудиться. Наверное, Алена – такой пример для многих следующих поколений в парном катании, как упорство и настойчивое движение к цели, без давления тренера, а по собственному осознанию приводит к победе. Алена как раз - двигатель, паровоз, который просто протащила на себе не один олимпийский цикл, себя, да еще и партнеров, причем не одного. Я просто преклоняюсь перед ней, как перед спортсменом.
- Это какие же силы надо иметь, чтобы пройти пять олимпийских циклов?
- Вот это уже другой вопрос. Здесь сказывается воля, трудолюбие – все совпало. Когда человек настолько искренне этого хотел и все для этого делал, получился и решающий прокат. Замечательный прокат!
Максим Маринин - фигурист
- Никогда не жалели о том, что ушли? Не тянет туда, когда смотрите корейские события?
- Нет, никакого сожаления. Много раз нас списывали, и пинали. В общем, я всего этого наелся выше крыши. Уже когда мы ехали на Олимпиаду-2006 в Турин, я для себя принял решение, что, независимо от исхода этих соревнований, это будут мой последний старт. От жизни в этом узко-спортивном коридоре я начал немножко уставать. Когда ты молодой – все классно, интересно. Но потом просто начинаешь задумываться о том, а что будет потом.
- Нашли себя, уже какая-то определенность есть? Ведь ледовые шоу – не навечно.
- Так или иначе, понимаешь, что и сейчас, и, скорее всего, потом, вся моя жизнь будет связана с фигурным катанием. В каком качестве – я не хочу пока говорить.
- А семья понимает?
- Если уж сына отдал в фигурное катание, сами понимаете, то с фигурным катанием будет связана жизнь.