Евросоюз обнародовал пять сценариев своего будущего
Его демонтаж в нынешнем виде начнется на мартовском саммите в Риме, где 60 лет назад все и началось
Евросоюз готовится "жить по-новому", потому что по-старому, особенно после Brexit, жить уже невозможно. Эпоха расширения и углубления "евроинтеграции", которая стартовала после заключения 60 лет назад Римского договора, привела в тупик, выход из которого сейчас лихорадочно ищут в ЕС. Да, "все смешалось" в большом европейском доме, но разве могло быть иначе?
К юбилею Римского саммита Еврокомиссия (ЕК) - правительство ЕС - разработала пять сценариев будущего Объединенной Европы, торпедированной Brexit, переругавшейся из-за "беженцев", погрязшей в долгах и взаимных подозрениях. Эти сценарии содержатся в подготовленной главою ЕК Жан-Клодом Юнкером "Белой книге", которая будет представлена 25 марта в Риме. И именуются они так: "Продолжение курса", "Ничего, кроме единого рынка", "Те, кто хотят большего, делают больше", "Делать меньше, но более эффективно" и "Делать намного больше вместе".
В Европарламенте начинается обсуждение этого документа. Состоится оно и в столицах 27 стран-членов ЕС. Оптимисты в Брюсселе и Страсбурге рассчитывают, что этот процесс позволит выбрать один из вариантов, который и будет одобрен на юбилейном саммите сообщества в Риме, чтобы воплотить его в жизнь до 2025 года. Лидеры ЕС будут рассматривать план Юнкера на саммите 9-10 марта, чтобы согласовать свои позиции перед Римскими торжествами, чтобы они не выглядели уж слишком похожими на похороны…
По мнению Юнкера, представившего свое творение европарламентариям и давшего официальный старт обсуждению дальнейших перспектив ЕС, юбилейные торжества в Риме станут "не просто днем рождения", а "новой главой нашей истории". Он разъяснил, что означают предлагающиеся в условиях разброда и шатаний в ЕС варианты. Получилось, однако, что речь уже идет не о "Европе двух скоростей", сторонницей чего стала с недавнего времени канцлер ФРГ Ангела Меркель, а сразу пяти. Но права в заочном споре с Юнкером окажется, безусловно, Меркель - "пять скоростей" это слишком много, и создается ощущение, что они появились для отсева в ходе дискуссии, чтобы, в конечном счете, их и осталось не больше двух или трех. Идеалом, конечно, является одна.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Фото: Geert Vanden Wijngaert/AP/TASS
Варианты, варианты…
Так, вариант "Ничего, кроме единого рынка" означает, что вопросы миграции, безопасности и обороны больше не будут обсуждаться или решаться на уровне ЕС. Это, безусловно, слишком радикально для большинства стран-членов сообщества. Пожалуй, на это могли бы согласиться только Польша с Венгрией, прежде всего, на почве неприятия миграционной политики Брюсселя, решая проблемы своей безопасности в первом случае путем укрепления отношений с США и НАТО, а втором - благодаря дружественным связям с Россией.
Вариант "Делать меньше, но более эффективно" предусматривает ужесточение социальной и трудовой политики, поддержку торговли, обеспечение безопасности, обороны, запечатывание границ для нелегальной миграции. Предусматривается создание Европейского оборонного союза (евроармии) и усиление пограничного агентства ЕС Frontex. Это своего рода капиталистическая оптимизация, изживание элементов социализма и социального государства, остатки которого доедают сейчас нелегальные мигранты, использующие Европу как кормушку, и практически ничего не дающие ей взамен, кроме многочисленных проблем. Это тоже достаточно радикальное предложение, которое будет воспринято как угроза либеральными и особенно левыми кругами. Хотя такие страны как Дания и Нидерланды, где в последнее время резко усилились антимигрантские настроения, оно, вероятно, могло бы заинтересовать.
Вариант "Те, кто желают большего, делают больше" предусматривает, что в ЕС существует некое ядро из более развитых стран, которые заинтересованы в дальнейшей интеграции под эгидой ФРГ и хотят "больше ЕС". Подразумевается, что они не хотят при этом тянуть за собой менее развитые, менее организованные, погрязшие в долгах страны южной Европы, да еще и платить за них. На настоящий момент сторонников "мини-ЕС" минимум четыре - помимо Германии это Франция, Италия и Люксембург. Но, наверное, сторонников этого варианта будет больше. Хотя многие, безусловно, не захотят пожертвовать в пользу Брюсселя и Берлина своим суверенитетом.
Ну и, наконец, варианты "Продолжение курса" и "Делать гораздо больше вместе" вряд ли имеют какие-то перспективы. Как можно продолжать в том же духе, если и так зашли в тупик? И как можно сделать что-то большее в этой ситуации, если впереди стена? Пытаться пробить ее головой, чтобы реализовать чуждые народам Европы мечты брюссельской бюрократии о супергосударстве? Не сопротивление ли европейцев этой политике и привело во многом к нынешнему кризису?
Чего хочет в данной ситуации руководство ЕС?
Безусловно, в Брюсселе хотели бы, чтобы все продолжалось по-старому, а евробюрократы с видом фараонов по-прежнему диктовали европейцам все, что они должны делать, продолжали внедрять "современные ценности", мелочно регламентировали их жизнь… Но Юнкер и Ко прекрасно понимают, что это уже невозможно.
Легче ответить на вопрос, чего глава Еврокомиссии категорически не желает. Он возмущен тем, что "некоторые правительства желают свести роль Евросоюза и Еврокомиссии к управлению внутренним рынком". И добавляет: "Я категорически против". Интересно, имел ли он в этой связи в виду еще какие-то страны, кроме Польши и Венгрии?
Несомненно, что руководство ЕС устроит любой вариант, который предполагает минимальное количество изменений в проводившемся им ранее курсе. Насчет этого и предстоит теперь большая торговля.
Фото: Winfried Rothermel/DPA/TASS
Что думают об этом в европейских столицах?
Будущее Евросоюза это не просто общий рынок. Такое мнение выразил глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль. Министр убежден, что "важнейшими сферами единых интересов являются общая охрана внешних границ Евросоюза и политика в сфере безопасности".
Любопытно, что Габриэль, член руководства входящих в правящую в ФРГ коалицию социал-демократов, не согласен с идеей федерального канцлера Ангелы Меркель (ХДС) о "Европе двух скоростей", предвидя в этом случае раскол Европы. Он полагает, что большие страны ЕС должны продолжать тащить за собой маленькие страны…
В совместном заявлении Габриэля с главою МИД Франции Жан-Марком Эйро по поводу "Белой книги" с пятью сценариями будущего Евросоюза говорится: "ЕС - это намного больше, чем просто внутренний рынок. Он опирается на фундамент общих ценностей, солидарности и принципов правового государства. Во времена, когда число угроз увеличивается как внутри, так и вне сообщества, по убеждению Германии и Франции, сильный Евросоюз является лучшей защитой и главным козырем в построении будущего".
Из этого документа видно, что Берлин и Париж по-прежнему выступают за углубление зашедшей в тупик "евроинтеграции", и намерены продвигаться и далее по этому пути с минимальными потерями для численности ЕС.
У малых стран ЕС отношение к идее Европы разных скоростей, скорее, настороженное. Фактически их ставят перед дилеммой: или слушаться во всем крупных стран, безоговорочно принимать по квотам "беженцев", политику "строгой экономии", либо полагаться на свои силы, но при этом не ждать щедрой финансовой помощи и дотаций, содействия во многих других областях. Не случайно премьер-министр Греции Алексис Ципрас называет идею Меркель о "Европе двух скоростей" "игрой с огнем". Он не желает понимать, что у Берлина просто нет выхода: платить за всех должников он не может, хорошо, если в ЕС удастся сохранить хотя бы ядро, пусть даже пожертвовав периферией. СССР просуществовал почти 70 лет. ЕС вряд ли побьет этот рекорд.