Андрей Дементьев: Поэт и «Метрополь»
Сегодня не стало русского поэта, общественного деятеля, главного редактора журнала «Юность», теле- и радиоведущего Андрея Дементьева. Царьград вспоминает поэта и его время
Романтик-шестидесятник, Андрей Дементьев прожил интересную, полную ярких событий жизнь. Как вспоминал сам, судьба наградила его дружбой с самыми талантливыми людьми его времени: с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным, с Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. На посту главного редактора культового журнала 70-80-х годов «Юность» он публиковал произведения таких авторов, которым очень сложно было в эпоху застоя пробиться в печать.
Прощайте, Станислав Сергеевич…
Интернета не было, и у молодых писателей был только один путь в профессию - либо первая публикация в журнале, либо ничего. Если писатель не отвечал канонам соцреализма, Дементьеву приходилось публикацию «пробивать» - это значит, преодолевать барьеры цензуры всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Талант главного редактора в этом и заключался – увидеть значимость автора для будущего русской литературы.
Как вспоминал сам Андрей Дмитриевич, он «пробил» публикации Булата Окуджавы, Евгения Евтушенко, Владимира Войновича, Василия Аксенова и многих других. Одним из таких скандальных молодых писателей, которым Дементьев помог опубликоваться на родине, несмотря ни на что, был писатель Евгений Попов.
У меня к Андрею Дементьеву есть личная благодарность, - рассказал Евгений Попов. - Я никогда не забуду, когда меня выгнали из Союза писателей и почти 10 лет не печатали. Он был первым, кто меня напечатал в своем журнале «Юность». Это была первая публикация после столь длительного молчания».
Евгений Попов. Фото: www.globallookpress.com
Напомним, Евгений Попов был одним из авторов идеи легендарного самиздатовского альманаха «Метрополь». Суть проекта – увесистое «нет» советской цензуре. В журнале предполагалось печатать тексты молодых писателей и поэтов, чьи произведения в издательствах страны не принимались. Свои стихи тогда дал Владимир Высоцкий, и это была его первая прижизненная публикация. К работе подключились Андрей Битов, Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Юз Алешковский и другие молодые и талантливые авторы. «Метрополь» «издали» на квартире матери Василия Аксенова в декабре 1978 года в количестве 12 экземпляров. Один из них нелегально попал в США и был растиражирован американским издательством «Ардис». Как шутили молодые авторы, альманах из разряда «самиздата» перешел в «тамиздат».
Но в СССР по этому поводу случился скандал - последний крупный литературный «хайп» брежневской эпохи. Перипетии этой истории отражены в романе Василия Аксенова «Таинственная страсть». Евгений Попов рассказал Царьграду, как Андрей Дементьев помог ему, изгнанному отовсюду молодому писателю с волчьим билетом, все-таки продолжить карьеру.
Олег Анофриев: Светлый голос нашего детства
- Почему не будет моей публикации?
- Потому, Женя, что ваши рассказы каждый день передают по ВВС и «Голосу Америки».
- А что, Андрей Дмитриевич, у нас за одни и те же преступления теперь два раза наказывают? Меня за те рассказы (из ж. «Метрополь») уже исключили из Союза писателей, прошло почти 10 лет, книга уже в Америке вышла в 1981 году. Что мне, всю жизнь теперь за это отвечать?
- Я же не знаю, старое у тебя сейчас в рукописях или новое?
- А вы идите в КГБ и там спросите (в сердцах). Там вам скажут специалисты.
- А это идея!
«Непонятно было, шутит он или всерьез говорит. Но очень скоро он меня напечатал. И я ему очень благодарен за то, что он первым взял на себя эту ответственность. Могу сказать, что и Василий Аксенов, который не принимал поздний брежневский социализм, к Дементьеву относился очень хорошо», - поделился воспоминаниями Попов.
Фото: www.globallookpress.com
Андрей Дементьев как-то сказал в одном из интервью, что напечатал всех авторов из скандального «Метрополя». Возможно, это была его личная и очень изящная «месть» режиму, отправившему в лагеря ГУЛАГа отца, деда и других родственников поэта. Журнал «Юность» выходил огромным тиражом – 3 миллиона 300 тысяч экземпляров, так что «метропольцы» быстро разошлись в народе. Андрей Дмитриевич всегда считал, что Россия – страна поэтов, а его задача – помогать литературным дарованиям реализоваться. Своими воспоминаниями поделился еще один участник проекта «Метрополь» - поэт, искусствовед Юрий Кублановский:
Я бы сказал Андрею Дмитриевичу спасибо за доброе отношение. Когда я вернулся из эмиграции в 1990 году, он был первым из главных редакторов столичных журналов, который пригласил меня к ним на летучку и попросил высказаться, каким я вижу будущее журнала в условиях новой России. Это меня очень тронуло. Позже он пригласил меня в Дом Поэзии в Тверь – это его родина.
Деятельность Андрея Дементьева в Твери была чрезвычайно плодотворная и просветительская. Я там увидел, сколько школьников и студентов приезжает со всей страны на конкурс его имени. Я входил в жюри этой премии, было очень трогательно. Уход этого человека для меня - большая потеря. Это болью задело сердце. Пойду в храм, поставлю за него свечку».
Поэтические произведения самого Андрея Дементьева пользовались популярностью у композиторов и эстрадных исполнителей: на его стихи в разное время написаны больше 200 песен. Их исполняли Иосиф Кобзон, София Ротару, Лев Лещенко, Карел Готт, Валентина Толкунова, Полад Бюль-Бюль Оглы, Игорь Николаев и многие другие.
Фото: www.globallookpress.com
Андрей Дмитриевич вспоминал, что композиторы сами брали его стихи, писали песни, а он узнавал об этом случайно. В последние годы особенно легко ему писалось на Святой земле. Андрей Дементьев полюбил бывать в месте сосредоточения трех религий еще со времен работы шефом ближневосточного бюро Телевидения России в Израиле. Христианин по вероисповеданию, поэт вспоминал, что на Святой земле он ощущал свою близость к Богу. К тому же на этом клочке земли по-другому ему виделась и судьба России. Национальную идею страны Андрей Дементьев ощущал, по его словам, в единстве и связи времен. А напоследок добавлял: объединяет людей культура. И этой работе он посвятил всю свою жизнь.