В храм без QR-кода: В Русской Церкви обеспокоились ковидными ограничениями
"Будут ли закрыты православные храмы для людей, не получивших QR-коды? Как вообще Русская Православная Церковь относится к законопроекту о тотальной QR-кодизации?" – подобные вопросы приходят в редакцию Первого русского телеканала Царьград ежедневно. Верующие люди в растерянности и опасениях, что не смогут попасть на Рождественские богослужения. Так же, как уже не смогли попасть на Пасхальные в 2020 году. "Первый русский" вместе с вами ищет ответы на эти вопросы.
Для начала оговоримся: официальную позицию Русской Православной Церкви имеет право высказывать только её Архиерейский Собор, Священный Синод и Предстоятель, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Остальные же высказывания, даже сделанные представителями священноначалия в комментариях и интервью (если это специально не оговорено как официальное заявление того или иного Синодального отдела), являются частными мнениями, а не церковной позицией.
При этом стоит понимать, что далеко не по всем политическим и экономическим вопросам и даже не по всем прикладным социальным проблемам существуют чётко сформулированные ответы Церкви. Церковь – не политическая партия, и хотя её служение в нашем мире имеет и социальное измерение, главная церковная задача: исцеление и спасение человеческих душ через проповедь Слова Божия и приобщение христиан к Святым Таинствам. Что, конечно же, не значит, что служители Церкви – люди "неотмирные", не имеющие позиции по актуальным вопросам и проблемам современного мира.
Свобода выбора – христианская ценность
Напомним, в отношении вакцинации против COVID-19 в Русской Православной Церкви неоднократно озвучивалась позиция в пользу добровольности этой процедуры. Сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вакцинировался ещё в марте 2021 года, но при этом не выступал с призывом к верующим последовать его примеру, как и не высказывался о критике вакцинации.
Да, среди известных священнослужителей периодически звучат высказывания против принуждения к вакцинации, однако это связано не с "неблагословлением" вакцинироваться, а исключительно с утверждением права людей на свободу выбора, являющейся одной из важнейших библейских, а, соответственно, и христианских ценностей. Как мы помним из старинной русской поговорки, "невольник – не богомольник". А потому – как нельзя "из-под палки" заставить людей веровать в Бога и молиться Ему, также нельзя принудить к каким бы то ни было медицинским процедурам.
Наиболее авторитетным церковным документом по этой теме по сей день является итоговый материал круглого стола "Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения", прошедшего 20 мая 2021 года в Сретенской духовной академии. Среди участников этого мероприятия было немало иерархов Русской Православной Церкви во главе с Управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Воскресенским Дионисием, а также рядом видных представителей науки. Этот документ был опубликован на официальном сайте Московского Патриархата, и хотя текст не был утверждён Святейшим Патриархом и Священным Синодом, именно на его тезисы стоит ориентироваться как на наиболее близкие к позиции Церкви:
Русская Православная Церковь последовательно придерживается принципов защиты свободы выбора человека в использовании или неиспользовании новых и быстро развивающихся технологий, в том числе в сфере медицины... Признавая при этом важность поддержки инициатив по преодолению пандемии, в том числе через широкий охват населения вакцинацией, участники круглого стола считают необходимым обеспечение свободы выбора людей в отношении вакцинации от коронавирусной инфекции COVID-19 и исключение каких-либо форм открытой или скрытой сегрегации людей, отказавшихся от таковой вакцинации по какой-либо причине.
Также в этом же тексте отдельно оговаривается, что "обнаружившиеся случаи манипулятивного принуждения к вакцинации и иных действий, направленных против упомянутой выше свободы выбора, вызывают в обществе негативную реакцию и лишь усиливают слухи и тревожные настроения в отношении предпринимаемых в области здравоохранения мер".
С чем связаны тревожные настроения?
К сожалению, в последние месяцы подобные слухи и тревожные настроения стали нарастать. Причиной тому и рост смертности от последствий коронавирусной инфекции, и хаотичные ограничительные меры, связанные с действием всё тех же QR-кодов, и то самое "манипулятивное принуждение" с практическим игнорированием медицинских отводов, и очевидно недостаточно эффективное информирование населения о предпринимаемых мерах.
Особенно же взбудоражило многих православных христиан внесение в Государственную думу законопроектов, которые предполагают введение QR-кодов для посещения общественных мест, а также для проезда на железнодорожном и авиатранспорте. Верующие сразу же вспомнили, как на Страстной седмице, в день Светлого Христова Воскресения, а также в Пасхальные дни 2020 года православные храмы были закрыты для абсолютного большинства верующих (за исключением сотрудников самих храмов).
Может ли повториться нечто подобное из-за внедряемой системы QR-кодов? Не получится ли так, что православные окажутся расколотыми на два лагеря: имеющих коды, а, соответственно, право на соборную молитву, и "неимущих" кодов, а, соответственно, и право на вход в храм? Пока что ни чиновники, ни депутаты чёткого ответа на эти вопросы не дали. Но некоторые представители священноначалия Русской Церкви уже высказали свои недоумения и замечания.
Митрополит Марк (Головков): "Церковь не делит своих чад на имеющих QR-код и не имеющих такового"
Так, митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков) в одном из интервью высказал мнение, что готовящиеся законопроекты уже вызывают разделение в обществе:
Церковь не может рекомендовать государству скорее вводить режим QR-кодов и брать с нарушителей штрафы. Поскольку по своей природе Церковь не является и не может являться частью репрессивного аппарата государства. Мы, конечно, понимаем озабоченность государства количеством заболевающих и количеством смертей и с уважением относимся к усилиям государства решить эту проблему, но не такими жёсткими методами. Столь жёсткие меры уже сегодня приводят к ещё большему разделению в обществе, которому в наше время как никогда необходимо сплотиться перед лицом внешних угроз.
Владыка Марк подчёркивает: "Церковь не делит своих чад на непривитых и привитых, на имеющих QR-код и не имеющих такового". А это значит, что какими бы ни были государственные ограничительные меры, священнослужители должны относиться к верующим одинаково, без сегрегации на людей первого и второго сорта. И не лишать христиан возможности участия в соборной молитве и Таинствах.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: официальный сайт рязанской епархии Русской Православной Церкви
Примерно о том же в одном из публичных выступлений высказался председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, отметивший, что православные верующие выражают большую обеспокоенность тем, что в храмы их могут пускать избирательно. Так, по словам Легойды, у системы QR-кодов,
...есть обратная сторона, связанная с правами человека, с управлением большими массами людей. Всё это в "дивном новом мире" требует серьёзного переосмысления и законодательных изменений. И, безусловно, общественные и религиозные организации должны принимать самое активное участие в обсуждении этих вопросов.
Епископ Савва (Тутунов): "QR-коды – не печать антихриста, но..."
Близкой позиции придерживается и заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), в ряде публикаций своего телеграм-канала Cogito ergo sum высказавший ряд личных замечаний по этой острой проблеме. При этом епископ Савва особо останавливается на опасениях, связанных с системой тотального цифрового контроля, возможности которого значительно расширяются через систему QR-кодов:
QR-код позволяет в перспективе собирать большие данные о буквально каждом шаге человека: зашёл в магазин – отсканировали, зашёл в кино – отсканировали. Технология контроля увеличивает возможности моделирования общественного поведения: от корректировки таких базовых инструментов, как реклама и пропаганда, до изощрённых и извращённых приёмов, как стигматизация моделей поведения ("редко ходишь в магазины, где хозяева – негры, – значит, ты расист").
Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Фото: официальный сайт татарстанской митрополии Русской Православной Церкви
Владыка Савва, как и многие другие православные архипастыри и пастыри, подчёркивает: конечно, QR-коды – это никакая не "печать антихриста". Но апокалиптическая тревожность, связанная с этой системой электронного контроля и ограничений, небезосновательна. Хотя бы потому, что при помощи этих средств рано или поздно (если они попадут в руки людей соответствующих взглядов) могут начать самую настоящую "промывку мозгов". О чём епископ Савва говорил ещё в 2020 году в эксклюзивном интервью "Первому русскому":
Может наступить момент, когда под давлением человек будет вынужден выбирать между жизнью в обществе (необязательно жизнью и смертью, но жизнью в обществе и существованием), и даже необязательно Христом, а, скажем, отношением к однополым "бракам". И мы, христиане, можем попасть под искушение отказаться от наших принципов.
Таким образом, владыка забегает дальше и видит проблему не только в том, что всеобщая QR-кодизация может нарушить права верующих в ближайшее время. Нельзя не согласиться: самое худшее на сегодняшний день, если не имеющие почтения к Церкви и верующим чиновники вновь ограничат возможность молиться в храмах. Увы, подобное уже не раз бывало в новейшей истории России. Куда страшнее, если эта система попадёт в руки радикальных богоборцев, которые с её помощью начнут манипулировать сознанием верующих.
Именно поэтому система QR-кодов не может рассматриваться исключительно как метод борьбы с коронавирусной инфекцией. В ней скрываются реальные опасности, включая небезосновательные опасения за возможные утечки персональных данных, нарушение неприкосновенности частной жизни и многое другое. И то, что именно священнослужители, в том числе представители священноначалия Русской Православной Церкви встали на защиту этих органичных прав (при этом не только пресловутых "прав человека", но и прав народов и их основы – традиционной семьи), очень важно.
Что с того?
"Первый русский" с самого начала общественной дискуссии по проблемам QR-кодизации не только освещает её как СМИ, но и активно в ней участвует. Этим материалом мы начинаем цикл публикаций об отношении к этим вопросам в Русской Церкви. На наших страницах выскажутся православные пастыри и архипастыри, люди, отвечающие за миллионы своих духовных чад. Так что, как говорится, "продолжение следует". И хочется надеяться, что на этот раз государство прислушается к Церкви.