Неудобная правда: Вакцина не спасает, власти в агонии
Количество вновь заражённых коронавирусом в России бьёт антирекорды. По состоянию на 18 октября за сутки выявляется 34,3 тысячи новых больных, умирает за сутки почти тысяча человек. Власти всеми силами заставляют граждан прививаться, но принимаемые меры и опасны, и неэффективны. Да и в спасительность вакцины верить становится всё сложнее.
Свежая новость: в Петербурге с 1 ноября посещение "общественных мест" возможно будет только при предъявлении QR-кодов.
Доступ посетителей (за исключением детей и подростков до 18 лет) на конгрессно-выставочные, спортивные и физкультурные мероприятия численностью более 40 человек возможен при наличии либо QR-кода о полном курсе вакцинации, либо QR кода о перенесённом заболевании, либо справки о наличии медицинского отвода от вакцинации. С 15 ноября необходимо предъявлять QR-код в бассейнах, фитнес-центрах, иных организациях…
– говорится в постановлении губернатора Александра Беглова.
Петербург – далеко не первый регион, где такие меры принимаются. Царьград уже сообщал об аналогичных решениях в Свердловской области, Башкирии, Самарской губернии, как говорится, далее везде.
В некоторых местах запретительное рвение начальства доходит до абсурда. Социальные сети облетел ролик из Башкирии: пожилую женщину без маски запихивают в патрульную машину. Именно за это. Губернатор Радий Хабиров прокомментировал:
На то и есть власть, поэтому надо применять все меры возможного принуждения. Подчёркиваю: там, где нас не слышат и нарушают, мы будем действовать предельно жёстко.
Губернатор Хабиров не одинок, он, что называется, "в тренде". В московском метро (мэр Москвы пока обещает "не закрывать" город) вновь стали массово штрафовать за отсутствие маски на лице. И даже за то, что маска чуть приспущена с носа.
Сказать, что граждане недовольны действиями властей, – значит ничего не сказать. Но региональные начальники упорно продолжают копировать западный репрессивный опыт. Как будто их не заботят последствия.
Всё ради вакцинации
Политолог, руководитель фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов горько иронизирует:
Топ-3 шагов, предпринятых на пике заболеваемости и смертности.
1) Запрет невакцинированным посещать торговые центры, в части из которых расположены пункты вакцинации.
2) Проведение переписи населения (включая поквартирный обход и посещение МФЦ).
3) Внедрение слабо совместимой с масочным режимом технологии доступа в метро по Face ID.
Такой набор мер позволяет комплексно решить сразу несколько задач. А именно – показать, что власть не бездействовала перед новой волной ковида. И подчеркнуть, что пандемия больше не парализует систему, не приводит к сворачиванию ранее намеченного в других сферах и не тормозит цифровизацию, открывающую новые горизонты по причинению удобств гражданам.
Виноградов акцентирует внимание на вопиющих противоречиях в политике властей: меры, которые вроде бы должны предотвращать распространение заразы, легко и непринуждённо "покрываются" мерами, которые этой задаче слишком явно противоречат.
Перепись, в которую вовлечено, по идее, всё население страны, большая часть которого будет переписываться очно – лишь дорогостоящая (она стоит примерно 32 миллиарда из федерального бюджета) вишенка на этом торте. Сам же торт состоит из простых, понятных и совершенно бессмысленных мер: вводим куар-коды для посещения ресторанов, торговых центров (повторим на всякий случай – тех самых мест, где расположены пункты вакцинации) и спортивных залов в ситуации, когда нормально работает переполненный в час пик общественный транспорт.
Если "начальство" действительно считает, что с помощью куар-кодов ограничивает распространение вирусов, то, стало быть, мыслит на уровне тех людей, которые, потеряв ключи, ищут их под фонарём – там светлее. Если же начальство претворяет в жизнь "хитрый план" по принуждению к вакцинации, то приходится признать, что работает этот план из рук вон плохо. Потому что принимаемые меры "бьют" в те социальные группы, которые уже подчинились и привились.
То есть это опять поиск под фонарём: как в Свердловской области, где губернатор повелел не пускать на работу непривитых чиновников. Поди найди среди чиновников непривитых.
Кто виноват в заражениях?
Между тем серьёзные специалисты, когда говорят о причинах всплеска заболеваемости коронавирусом, вспоминают вовсе не о торговых центрах. Сопредседатель Российского союза пациентов Ян Власов утверждает:
У нас, прежде всего, больницы не защищены. Нет специалистов, которые должны эту защиту обеспечивать. Клинических эпидемиологов, которые должны были бы этим заниматься, в стране – примерно 40% от потребности. И понятно почему: их реальные зарплаты на уровне ниже нижнего, особенно по сравнению с врачами в "красных зонах". Желающих заниматься этой работой за 16 тысяч рублей в месяц (!) найти невозможно. Эта проблема замалчивается, а мы при этом делаем вид, что страшно удивлены: как же так, в больницах люди заражаются ковидом.
Почему люди не верят в вакцины
Политолог Глеб Кузнецов, анализируя причины недоверия к вакцинации, пишет в своём блоге:
Одна из ключевых проблем доверия к вакцинации – невозможность установить причинно-следственную связь между прививкой и осложнением, как и получить любой вид компенсации. Более того, иллюзорная добровольность вакцинации превращает всё, что с тобой произойдёт после, в проблему исключительно личной ответственности за самостоятельное решение взрослого человека.
И это даже обсудить негде. Потому что сложившийся консенсус заставляет даже просто недостаточно восторженную позицию обставлять извинениями: "я ни в коем случае не против прививок".
К этой проблеме следует добавить ещё одну: недоверие к вакцинам, распространённое в самом врачебном сообществе. В социальных сетях буквально не продохнуть от рассказов: доктор сам не прививается и никому не советует. Разумеется, знакомым (и знакомым знакомых, и знакомых лишь по текстам в тех же соцсетях) врачам верят больше, чем официальной пропаганде вакцинации.
Тем более что пропаганда эта, как справедливо и очень точно заметил заместитель председателя Государственной думы Пётр Толстой, в России, мягко говоря, хромает:
Подход "мы сказали, а вы делайте" – не работает. Нужно объяснять людям, приводить доводы, а не пытаться заставить их просто поверить на слово.
Пётр Толстой указывает:
У людей нет доверия к вакцине, на вопросы о том, почему бывают осложнения, почему вакцинированные всё равно могут заболеть, никто не отвечает.
Не отвечает, по-видимому, потому, что тема и в самом деле недостаточно изучена.
Периодически в серьёзных СМИ появляются публикации, которые порождают сомнения в эффективности вакцинации. Вдруг приобрела актуальность сравнительно старая (2015 год) статья в научном журнале PLOS Biology. В ней доказывается (на пример птичьего гриппа), что "слабые" вакцины не столько помогают организму справиться с патогенными вирусами, сколько способствуют эволюции вирусов в более опасные формы.
Позвольте, но ведь совершенно официальная позиция производителей и пропагандистов всех существующих вакцин от "короны" состоит в том, что вакцины не защищают от заражения, но лишь способствуют относительно лёгкому течению заболевания. Не означает ли это…?
Про вакцины не вспоминать, на побочки плевать
Страшно подумать, что это означает. Особенно если присмотреться к изменениям позиции ВОЗ. В ситуации, когда большинство населения развитых стран уже привито, а в страны развивающиеся поступают сотни миллионов доз вакцин разных производителей, можно было бы праздновать победу над коронавирусом. Но вместо этого ВОЗ начинает продвигать "дешёвые и проверенные" лекарства, которые должны справляться с пресловутым "цитокиновым штормом".
Среди препаратов, которые, по мнению ВОЗ, эффективны при лечении тяжёлого ковида – противомалярийные препараты, созданные ещё 45 (!) лет назад, грозящие пациенту "двузначной вероятностью аллергических и анафилактических реакций".
Глеб Кузнецов так оценивает инициативы ВОЗ:
Объединяет препараты несколько вещей: они не против вируса, а против воспаления как такового. Плюс они старые и недорогие, а, как известно, лечением COVID-19 управляет не здравоохранение, а экономика. Видимо, это возовская косвенная оценка героических мировых успехов в вакцинации "чудесными" препаратами, которые "пусть и не спасли мир от распространения инфекции, защищают нас от тяжёлого течения оной". Спасённому миру позарез нужна линейка дешёвой, но сильной иммуносупрессии.
На этом торте тоже есть вишенка, не очень заметная, но плохо пахнущая. В кулуарах правительства России рассказывают: некоторое время назад в Россию пытались "завезти" проект фонда Билла и Мелинды Гейтс, предусматривающий клинические испытания в России нового лекарства от ковида на основе противомалярийных средств.
Говорят, проект был профинансирован, кроме самого этого фонда, властями Германии. Русские понадобились, чтобы исследовать воздействие препарата "на европейскую популяцию". Но самих европейцев авторам проекта показалось жалко, предполагалось, что в исследованиях примет участие 40 тысяч (!) русских – и всего 100 англичан.
Что с того?
Увы, приходится в очередной раз констатировать: большая часть ограничительных мер, которые принимаются в России – не более чем калька с того, что уже делается на Западе. Вводятся ограничения не для того, чтобы реально исправить ситуацию, а для того, чтобы продемонстрировать: мы (региональное начальство) не сидим сложа руки, делаем, что можем и даже более того. Это скверная позиция и очень скверная политика, потому что обмануть пытаются даже не население – а кремлёвское начальство.
По этому пути можно очень далеко зайти, особенно если продолжать смотреть на Запад. Вон, в Латвии вводится полный локдаун с 21 октября по 15 ноября. Мало того что закрывается всё, кроме магазинов, торгующих товарами первой необходимости, так ещё и комендантский час (никаких шуток) вводится с 20 (!) часов. Это в туристической-то Риге.
Ну, раз на Западе, в стране ЕС, при уровне вакцинации населения выше 54% (!) комендантский час можно, почему же в России, в том же, скажем, Екатеринбурге (или Тамбове, или Ростове, или Петербурге, или в Уфе) нельзя? Ведь явное же проявление заботы о населении и стремление снизить уровень заболеваемости.
Так и хочется сказать куда-то в сторону начальства: опомнитесь. Нарвётесь на реальный, не придуманный, не занесённый вирусом в наши палестины социальный взрыв, чем оправдываться будете?