сегодня: 16/12
Святой дня
Преподобный Савва Сторожевский

Народный календарь: Сербский народный праздник Туциндан

Сербский народно-православный праздник отмечается 5 января – за два дня до Рождества Христова

 

Сербский народно-православный праздник отмечается 5 января – за два дня до Рождества Христова и накануне Рождественского Сочельника – в Сербии, Черногории и Республике Сербской. Первый день из трёхдневного празднования Рождества (Божича).

В буквальном переводе с сербского Туциндан означает «День забоя (рождественского поросёнка)». В Поповом поле (восточная Герцеговина) день называется Стражњи дан, или Здражњи дан, что можно перевести как Предшествующий день.

В этот день забивают поросёнка, который будет готовиться на следующий день, а подаваться на Рождество. Называют его – Божичняр (Рождество по-сербски – Божич). Считается, что кровь такого поросёнка обладает лечебными свойствами.

Также хозяйка в этот день замешивает тесто для праздничного пирога, который будет печься в Сочельник. Согласно распространенному мнению, в этот день ничего нельзя давать из дома. Также в Туциндан во дворе вырубали дерево для Бадняка.

У южных славян бадняк – это дубовое полено, которое вносится в дом главой семьи и сжигается в Сочельник на очаге, а также название соответствующего обряда. По названию обряда сербы и болгары называют Сочельник – Баднидан.

Обряд бадняк распространен в Сербии, Герцеговине, Боснии, Далмации, Истрии (у православных и католиков), в западной, южной и центральной Болгарии, Македонии, некоторых частях Хорватии и отчасти Словении.

Согласно традициям праздника, в этот день нельзя наказывать детей. У жителей Балканского полуострова, отмечающих этот праздник, есть поверье, что если в этот день наказать ребёнка, то он весь год будет непослушным.

Праздник считается православным, но в обрядности празднования присутствуют языческие элементы, сохранившиеся со времён Святого Саввы, первого Архиепископа Сербского.

Задавшись целью обратить «балканских язычников» в христианство, Святой Савва создал Сербскую православную церковь, стал в 1219 году её первым Архиепископом и проводил в этом статусе политику привлечения соплеменников к христианской вере.

Святой Савва намеренно сохранял народные обычаи, но адаптировал их ради святого дела под христианские традиции, чтобы привлечь к православной вере большее число людей.

Новости партнеров

Новости





Наверх