При этом лечении у детишек с малым весом выживаемость 97%, но Минздрав в упор не видит этого: Врач Каабак о медицинских "тёрках", обернувшихся увольнением
Бывший руководитель отделения трансплантации почки РНЦХ им. Петровского Михаил Каабак в разговоре с Царьградом объяснил суть медицинских "тёрок", возникших из-за отделения трансплантации в Национальном медицинском исследовательском центре здоровья детей. По его словам, в отделении, где он работал, спасали малышей, которых из-за веса не принимали в других лечебных учреждениях. Благодаря используемой в отделении схеме индукционной иммуносупрессии выживаемость детей даже с малым весом через пять лет после пересадки почки достигала 97 процентов. Однако, объяснил Каабак, в Минздраве отказывались принимать непротокольную схему лечения. В результате этих внутренних проблем ведущие врачи отделения были уволены. Как отметили позднее в НЦЗД, сама программа трансплантации почки у детей не будет закрыта, а вместо уволенных сотрудников будут наняты новые.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России продолжает реализацию программы трансплантации почки у детей, которая была запущена в феврале, сообщили в пресс-службе центра. Как передаёт ТАСС, в НМИЦ ЗД по-прежнему осуществляется программа по подготовке и проведению оперативных вмешательств, связанных с трансплантацией почки у детей. При этом в медучреждении намерены увеличить число сотрудников, занимающихся этим вопросом.
В СМИ тем временем просочились детали скандала, который произошёл с оперирующими врачами, проводившими операции для детей с малым весом, от которых, по словам родителей, отказывались в других больницах. Как выяснили журналисты, ведущие специалисты центра Михаил Каабак и Надежда Бабенко были уволены.
Каабак, который до сентября 2019 года руководил трансплантационной программой в ФГБНУ РНЦХ им. академика Б.В. Петровского, в разговоре с Царьградом отметил, что причина увольнения была озвучена на словах.
Всё обусловлено тем, что врачи отделения использовали не "те протоколы". Как сообщал "Коммерсант", препараты, которые использовали хирурги в НЦЗД в рамках схемы индукционной иммуносупрессии, являются препаратами офф-лейбл (используются по показаниям, не упомянутым в инструкции по применению). Такое применение подпадает под нормы ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", где для приёма данного лекарственного средства закон требует заключения врачебной комиссии медучреждения либо обоснованного мнения врача и информированного согласия пациента.
Эта схема индукционной иммуносупрессии, по оценке медиков, даёт достоверное повышение выживания трансплантатов. Коллега господина Каабака Надежда Бабенко в разговоре с "Коммерсантом" отмечала, что в 2018 году такой протокол введения иммуносупрессии до и после трансплантации был признан лучшим среди протоколов международных клиник международным сообществом трансплантологов (The Transplantation Society).
Как пояснил Каабак, в случае использования данного протокола через пять лет после операции 97 процентов пересаженных детям почек функционирует.
"Наш протокол был разработан в недрах Российской Академии наук. Это ведомство не подчиняется Минздраву и находится в стороне от него. И оно обращалось к Минздраву неоднократно в письменном виде с призывом обратить внимание на эту технологию для того, чтобы масштабировать её в масштабах страны с целью улучшить результаты трансплантации у детей. Однако реакции Минздрава на эти призывы не было. Есть очевидное нарушение коммуникации между ведомствами, возможно, какие-то конкурентные взаимоотношения или прочие тёрки", - рассказал Каабак.
При этом, уточнил врач, операции в отделении проводили детям меньше 9-10 килограммов. Таких маловесных ребятишек, как правило, не лечат в иных больницах.
"Пределы эти заканчиваются как раз на уровне 9 или 10 килограммов. Когда вес меньше у ребёнка, адаптации не происходит - погибает либо трансплантат, либо погибает ребёнок. Для того, чтобы этого не произошло, в Академии наук разработали за несколько лет тот протокол, который вызывает вот такое неприятие в Министерстве здравоохранения, который позволяет с успехом пересаживать почки взрослых людей детям начиная с 6 килограммов. Мы таких операций сделали больше ста и достигаем выживания трансплантата пятилетнего, через пять лет после операции у нас функционирует 97 процентов пересаженных почек. Это очень хороший процент", - подчеркнул он.
При этом, объясняет врач, при стандартных протоколах иммуносупрессии, которые одобрены Минздравом, у более старших детей пятилетнее выживание - 74 процента при трансплантации от живого родственника и 59 процентов при трансплантации от умерших людей.
На данный момент, отмечает Каабак, бороться за возвращение на посты, с которых были уволены он и его коллега Бабенко, они не намерены.
"Мы стремимся к диалогу с Минздравом прежде всего. Для того, чтобы понять, в чём причина, и конфликт этот в конечном итоге разрешить. Мы считаем произошедшее недоразумением, которое должно быть в скорейшие сроки разрешено. Но пока тишина, диалог с Минздравом очень медленный", - констатировал медик.