Святая правда: всем христианам нужно общаться между собой
Протоиерей Андрей Ткачёв о Коптской Церкви
В эти дни Святейший Патриарх Кирилл встречается с Предстоятелем Коптской Церкви - главой довольно многочисленной древней христианской общины, с которой у нас нет евхаристического общения. Коптские христиане - это дохалкидониты, они чем-то похожи на армян, если приблизить к нашему сознанию.
К сожалению, христиане вообще разделены в мире. Люди, любящие Иисуса Христа, люди, чтущие Богоматерь, люди, которые надеются на милость Иисуса Господа в день Страшного Суда, ожидают Его Второго Пришествия, знают Его заповеди, читают Его Евангелие - разделены в мире. Не относиться к этому с болью нельзя.
У католиков есть своя модель разъединения, они предлагают всем желающим принять единство видеть Папу как главу всей Вселенской Церкви, на что мы никак не можем согласиться. Мы считаем это ложной идеей, абсолютно не ведущей к единению, но порабощающей под монархическую католическую модель все христианское разнообразие. Но вместе с тем мы ищем и свои модели единения, которые заключаются в том, чтобы мы узнали друг в друге братьев и вычистили вопросы, связанные с верой, так, чтобы мы одинаково, одними устами, одним сердцем славили и воспевали Воскресшего Господа Иисуса Христа, с его Отцом Вечным и Духом Божественным.
Вот для этого нужно общаться. Есть много таких зелотов и ревнителей, которые считают, что нельзя общаться друг с другом - разговаривать с протестантами, католиками, монофизитами, тем же армянами, коптами - нечего с ними говорить, "кайтесь и к нам возвращайтесь". Но это не совсем рабочая модель, потому что люди есть люди, у них за их спиной многовековая история - это люди, которые платят кровью за свою веру.
Копты - это люди, живущие в мусульманском окружении, это миноритарная христианская община в мусульманском окружении, их взрывают регулярно, им угрожает смерть за веру. Они крестики не носят на груди. Греки вообще не носят крестов на груди. Мы носим, а копты нет - они выкалывают себе маленькую татуировочку на руке, с внутренней стороны запястья, в знак того, что это можно только с кожей снять. Крестик-то снять можно, а вот наколотый крестик снять с себя нельзя. Это люди, которые платят кровью за свою молитву, они верят в Господа. Это монашеская земля, где были Антоний, Павел Фивейский, Макарий, Памва, Павел Препростый, Макарий Великий Александрийский - все они были там. Это земля монашествующих - нам надо смотреть на них с любовью.
Я со своей стороны, как священник, просто как человек приветствую всякий разговор о вере с теми, кто любит Господа. И вас призываю к тому, чтобы мы не были ригористами, а были внимательными и любовными, искали мира для Церкви Божией и для соединения братьев.