сегодня: 18/12
Святой дня
Святитель Гурий Казанский

Праздник воцерковления

Праздник воцерковления

Православные христиане празднуют Введение во храм Пресвятой Богородицы

Маленькая девочка идет по ступеням храма навстречу старцу в священнических одеждах. Этот иконописный сюжет широко известен. Девочка - посвященная родителями Богу Пресвятая Богородица, старец – первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя.
 
Именно он, по откровению свыше, ввел трехлетнюю Марию во Святая святых Иерусалимского храма - место, куда и сам входил лишь раз в году. И именно это удивительное событие стало основой одного из главных христианских праздников – Введения во храм Пресвятой Богородицы.
 
Из истории праздника
 
Увы, из Священного Писания мы не знаем деталей этого события, благая весть о вхождении Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм дошла к нам из апокрифов - Протоевангелия Иакова второй половины II столетия от Рождества Христова и латинского Евангелия псевдо-Матфея века IX.
 
Православная Церковь не канонизирует эти предания, однако относится к ним с почтением. Поэтому мы можем лишь опереться на них, представляя в своем воображении совершенно изумительную для современников этого величайшего события картину:
 
"Когда Богородица была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении..." (Из Евангелия псевдо-Матфея, IV)
 
Также из предания известно и то, что в Иерусалимском храме юная Богородица провела более десяти лет, пока не была обручена (поручена) праведному старцу Иосифу. И именно эти события стали преддверием Рождества Христова.
 
 
Введенские святыни
 
На Руси Введение издревле было одним из любимых праздников. С ним, как с "вратами зимы", было связано множество народных обычаев, ему посвящены многие русские храмы и обители, включая знаменитую Оптину пустынь. В одной Москве было возведено несколько церквей в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, большинство из которых в годы богоборческих гонений оказались разрушены.
 
Так, только москвичи потеряли такие великие святыни, как Введенская церковь на Большой Лубянке начала XVI века, храм Новинского Введенского монастыря, основанного при впадении реки Пресни в Москву-реку еще в первой половине XV столетия, и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Семеновской слободе (полковая церковь легендарного Семеновского полка).
 
 
На сегодняшний день в Москве сохранилось лишь две дореволюционных святыни, посвященные этому празднику: Введенский храм у Салтыкова моста, в котором до революции находился центр московского единоверия - старообрядчества в лоне Русской Церкви. И Введенская церковь в Барашах - яркий символ московского барокко конца XVII столетия. Здесь и во многих других храмах и обителях, посвященных Введению во храм Пресвятой Богородицы, этот двунадесятый праздник празднуется особенно торжественно.
 
 
Христианский смысл праздника
 
Но почему именно это событие, не отраженное в Евангелии, стало столь любимым и в православном народе, и среди иконописцев, посвятивших Введению тысячи шедевров, и среди храмоздателей и основателей монастырей? Конечно же, не только тем, что "Введенье пришло - зиму на Русь завело", а своим глубоким смыслом. Смыслом, значимым для каждого христианина и очень метко выраженным в проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, произнесенной в этот праздник в 2012 году:
 
"Вспоминая торжественное и символическое событие - Вхождение Пресвятой Богородицы во храм, мы должны обновить наше собственное отношение к храму Божиему. Мы должны осознать важность посещения храма, молитвы в храме, соприкосновения с Божественной благодатью. Сегодня никто не разрушает храмы, сегодня мы строим храмы. И как важно, чтобы они наполнялись народом, как важно, чтобы в них люди чувствовали Божие присутствие..."
 
Действительно, каждый из нас, приходя в день Введения на праздничное богослужение, должен помнить о сути этого праздника. Выраженном в цели и смысле всей нашей христианской жизни - спасении души, которая возможна только в единстве с Церковью Христовой. А для этого единения каждому из нас, подобно самой Богородице, нужно однажды впервые войти в храм.
 
 
Михаил Тюренков, +Царьград+
Подписывайтесь на канал "Царьград" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх