сегодня: 20/09
Святой дня
Преподобный Макарий Оптинский

Памяти «забытых» святых

Памяти «забытых» святых

«…и всех святых, их же имена Ты Сам Господи веси, еже молятся о душах наших.» В годы, когда исповедание православной веры перестало преследоваться, когда великим святым посвящают репортажи на центральном телевидении и простая домохозяйка уже порой знает, чем великий праздник отличается от двунадесятого, перед нами стоит вопрос о почитании святых, которые остаются как бы вне поля зрения.

О многих из них до нас дошло лишь несколько строк, поскольку подвиг их совершался в первые годы христианства. Скажем, широко известна и почитаема, как в России, так и в южнославянских православных странах, святая Параскева, которую также называют Петкой, то есть «Пятницей». Есть отрывочные данные о святой Параскеве Иконийской, в честь которой была названа сербская святая, но вот о Параскеве Римской, которая жила во II веке и является небесной покровительницей обеих святых, не дошло почти никаких сведений.

А ведь именно эти люди претерпевали за Христа мучения такие, что даже их описания страшно читать. Их жгли живьем, снимали с них кожу, отрубали руки, отрезали носы, уши, женщинам – еще и груди. Гонения на веру тогда имели массовый характер, поэтому в календарях часто можно встретить упоминания о «250 болгарах, убиенных во время императора Никифора».

На днях совершается память святой мученицы Ии, которая в IV веке была взята в плен персидским царем Сапором II. За отказ от исповедания Христа ее сначала морили голодом. Затем, изнуренную, вывели из заключения и сильно начали бить суковатыми палками, а потом, как свидетельствуют источники, «так крепко связали веревками ее колена, бедра и руки, что кости ее надломились. Потом начали бить ее ремнями из суровой кожи по чреслам и по чреву и, наконец, отсекли ей главу». Вместе с Ией в персидском городе Визаде нашли мученическую смерть еще 9 тыс. христиан, о которых вообще никаких данных не сохранилось. Так и почитают их вместе, и святая Ия как бы стоит перед Господом во главе этой армии мучеников и свидетельствует о них. Но много ли известно женщин с таким именем, многие ли молятся ей?

То же касается и полузабытых святых, канонизированных до разделения церквей в 1054 году. Это практически все древние христиане Европы, проповедавшие в языческих землях кельтов и викингов, несшие Слово Христово диким племенам и зачастую принявшие смерть от их рук. Вопрос об их почитании долго оставался спорным, и в конце концов Православная Церковь решила благословить празднование Соборов этих святых. Например, святые, в земле Британской и Ирландской просиявшие, поминаются в третью Неделю по Пятидесятнице. «О включении в Месяцеслов Русской Православной Церкви имен древних святых неразделенной Церкви, просиявших в земле Британской и Ирландской, иметь суждение после получения полных агиографических и исторических материалов, касающихся их христианского подвига, времени и обстоятельств прославления и почитания», – говорится в решении Священного Синода РПЦ от 2007 года. Так что когда вам говорят, что святой Патрик – чужой святой, смело отвечайте: «Наш». Точнее, и наш тоже. Память его совершается 17 марта под именем святителя Патрикия. Кстати, прозвище Лисы Патрикеевны из русских сказок связано именно с ним.

Но если о Патрике, благодаря усилиям ирландской общины и широкому празднованию дня его памяти (увы, далеко отошедшему от христианства), знают многие, то других имен святых неразделенной Церкви в храмах не услышишь. Таковы, например, Колман из Дромора и его ученик Деклан Ардморский, чья память совершается 6 августа. О Колмане в житии пишут: «Он воздвиг церковь из прутьев, обмазав их глиной, и покрыл камышом из протекавшей рядом реки». Обитель существует на том же месте и по сей день: пятнадцать веков спустя в ней по-прежнему возносят молитвы ко Христу.

О новомучениках, пострадавших в XX веке, известно порой не больше, чем об их средневековых предшественниках. 3 августа 1999 года были обретены мощи протоиерея Романа (Медведя). Это уже современник наших бабушек и дедушек, до революции 1917 года – настоятель Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в Севастополе.

«Как протопресвитер Черноморского флота он пользовался огромным авторитетом среди моряков. В его подчинении находились 50 священников на кораблях флота. Чтобы развеять революционную «романтику» на флоте, батюшка выпустил брошюру о соблазнах революции и основах Православия. С помощью проповеди батюшке удалось прекратить волнения 1912 года на линкоре «Святитель Иоанн Златоустый»; там же он исповедовал приговоренных к расстрелу матросов», – говорится в житии исповедника. Затем – гонения, ссылка, Соловецкий лагерь. Ввиду пожилого возраста и болезней расстреливать священника не стали. В 1936 году он вернулся из ссылки и до самых последних дней, несмотря на перелом шейки бедра и костный туберкулез, не оставлял пастырского служения.

Это лишь единицы, лишь отдельные имена тех несправедливо забытых молитвенников за нас перед Господом, покровителей тех святых, кого мы почитаем в чине великих. Уделяйте немного времени изучению житий раннехристианских мучеников, поминайте их на службах, и может быть когда-то один из них станет небесным покровителем, ангелом-хранителем вашего чада.

Все святые, простите и молите Бога о нас!

Фото: tsargradmedia

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.
Новости партнеров

Новости





Наверх